Школьная служба примирения
Ситуация в школе В школе собраны дети (и взрослые) из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться большую часть своего времени.
Ситуация в школе Для большинства подростков в школе главными являются не полученные знания, а вопросы статуса, общения, коммуникации, власти и т.д. Школа мало помогает освоению детьми цивилизованных навыков коммуникации в сложных и напряженных ситуациях, культурных форм повышения авторитета.
Ситуация в школе Никакой ребенок не будет думать об уроке, если у него конфликт или он стал жертвой насилия. Если не урегулируются настоящие причины конфликта, если не происходит работа с чувствами участников конфликта, если участниками не осознаются негативные последствия конфликта, то конфликт остается нерешенным. И, скорее всего, возникнет вновь.
Конфликт или криминальная ситуация травмирует душу и психику как обидчика, так и пострадавшего. Особенно, если они вынуждены продолжать встречаться дальше (в классе, школе, во дворе и т.п.) Даже если это не квалифицируется как правонарушение.
Возможные способы реагирования школы (не только взрослых) на конфликты и криминальные ситуации
Учителя Учителя рассматривают конфликт как зло, которое надо искоренять, или в крайнем случае избежать, скрыть. Частый способ реагирования - поиск виноватого и наказание (или угроза наказанием).
Административно-карательный вызов к директору, вызов на педсовет, вызов родителей, что ставит в непростую ситуацию родителей
Стрелки Попытки детей самим решить конфликты с использованием силы
Скрытые (многолетние) конфликты Групповое давление, отвержение, бойкот. Замыкание в себе.
Направление к психологу Окружающие ребята начинают относиться как к «психам», Часто визит к психологу воспринимается как нечто вынужденное и непонятное или как игра.
Органы школьного самоуправления В большинстве случаев повторяют педсовет или заседание КДН, поскольку другой модели подростки не видели. Причем порой они поступают более жестко и угрожают, поскольку не имеют взрослой разумности
Школьные инспектора Ставят целью выявление и постановку на учет В результате то, что могло решаться между участниками (или с использованием педагогических методов) порой становится поводом для формального процесса и еще большего разобщения или клеймения людей.
Уполномоченные по правам участников образовательного процесса Имеют инструменты в случае нарушения прав, но не имеют средств работы с конфликтами.
Что общего у этих способов? Решение о способе выхода из конфликта принимают не сами участники ситуации, а кто-то другой навязывает им свое решение При этом часто используют: власть и административное давление (взрослые), физическую силу (дети на «стрелках»), психологическое давление манипуляцию
Восстановительный подход к реагированию на конфликт/ правонарушения несовершеннолетнего как альтернативный способ разрешения конфликтов
Восстановительный подход нашел свое отражение изначально в процедурах восстановительного правосудия МИССИЯ: Преодоление зла, причиненного преступлением и всплеска враждебности между людьми путем заглаживания вреда и включения в этот процесс участников конфликтной ситуации и их ближайшего социального окружения
Принципы восстановительного правосудия Возвращение активной роли людей в разрешении конфликтной ситуации
Принципы восстановительного правосудия Заглаживание вреда жертве и деятельность, содействующая исцелению жертв - важнейший приоритет
Принципы восстановительного правосудия Ответственность обидчика (правонарушителя) заключается в осознании последствий своих действий, активном участии в заглаживании вреда и осознанном подходе к своему будущему
Принципы восстановительного правосудия Избавление правонарушителей (обидчиков) от клеймения и поддержка их интеграции в общество
Принципы восстановительного правосудия Подключение ближайшего социального окружения к процессам заглаживания вреда и интеграции правонарушителей в общество
Цель восстановительного реагирования на конфликты и преступления Восстановление способности к пониманию и осуществлению восстановительных действий сторон по отношению друг к другу
Восстановительный способ в школе Встреча людей за СТОЛОМ ПЕРЕГОВОРОВ, где они смогут сами: Обсудить последствия конфликта и избавиться от негативных эмоций; Найти устраивающие всех решения; Понять, как избежать повторения конфликта в будущем.
Но могут ли стороны, находящиеся в сильной стрессовой ситуации, испытывающие сильные эмоции страха, обиды, ненависти, предубеждения друг по отношению к другу и т.д. говорить конструктивно? Это очень трудно. Поэтому им нужен Нейтральный посредник (Медиатор)
Цель работы ведущего (медиатора) - организовать такой диалог, который инициирует взаимопонимание, восстановительные действия и групповое принятие решений
Этапы работы ведущего (медиатора) в программах по заглаживанию вреда Восстановительные действия Примирительная встреча (встреча по заглаживанию вреда) Ситуация жертвы Ситуация правонарушителя Индивидуальные встречи Ведущий (медиатор) Диалог
Участники криминальной или конфликтной ситуации Понимание себя Понимание другого Осознание последствий Ответственность за изменение ситуации, совместный поиск решения и его реализацию Понимание себя Понимание другого Осознание последствий Ответственность за изменение ситуации, совместный поиск решения и его реализацию Восстановительные действия и совместная выработка решения медиатор «Лестница» восстановительной медиации
медиатор В равной степени поддерживает участников, организует конструктивный диалог Не судит, не защищает, не поучает и т.п. Способствует тому, чтобы обидчик возместил причиненный вред. Медиатор организует примирительную встречу только при добровольном участии обеих сторон. Для этого он предварительно встречается с каждым из участников отдельно.
Понятие ответственности Ответственность понимается не как наказание, а как понимание обидчиком чувств потерпевшего, негативных последствий, к котором привело правонарушение и как исправление причиненного вреда самим обидчиком. Поэтому медиатор поддерживает ответственное поведение участников встречи.
Конфликт должен быть решен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. Если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию.
Медиация ровесников В школах вместе со взрослыми медиаторами становятся подростки, поскольку у них наиболее тесный контакт со сверстниками. Взрослым подростки часто не доверяют или боятся прослыть «стукачами».
Навыки и представления, полученные ведущими в ходе проведения примирительной встречи, по качеству превосходят искусственные ситуации на тренинге и понадобятся подросткам в их жизни. Поэтому чем больше из них освоят деятельность ведущего, тем лучше.
Служба примирения Служба примирения - организационная форма, в которой определено: откуда поступает информация о конфликтах, кто и где проводит встречи, как реагирует администрация в случае примирения сторон, как осуществляется подготовка ведущих, как окружающие узнают про службу, какая будет документация и т.д.
Школьная служба примирения Взросло-детская команда Цель - улучшение отношений в школе и поддержка процесса воспитания Решение ситуаций взаимоотношений между людьми Обсуждение ценностей
Служба примирения Примерно 6-10 человек и взрослый куратор. Служба: проводит примирительные встречи, участвует в обучении и супервизии, проводит рекламные и просветительские мероприятия. Информация о конфликтах от учителей и из администрации школы Личные обращения в службу от взрослых подростков. Информация из «ящика обращений» Конфликты подростков, о которых стало известно самим ведущим. Презентации перед учителями, родителями и администрацией. Презентации, стенгазеты, создание высокого статуса службы среди школьников Взаимодействие со школьным психологом и социальным педагогом Проведение тренингов. ВЗРОСЛЫЕШКОЛЬНИКИ
СТРАНЫ, ГДЕ ЕСТЬ ШКОЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ Школьная медиация существует в Австралии, Канаде, Новой Зеландии, США, Великобритании, Шотландии и Северной Ирландии, Италии, Румынии, Польше, Турции, Германии, Южной Африке, Франции, Украине, Финляндии, Норвегии, Дании, Швеции и других странах (порядка 70 стран)
Тип конфликта конфликт между мальчиками одноклассниками. Петр очень спокойный, его сложно вывести из себя в любой ситуации. Иван - задира, обращался к Петру с претензией, на которую Петр никак не реагировал. В ответ Иван поставил Петру шелбан. Петр, защищая себя, схватил стул и готов был бросить его на Ивана. Учитель -предметник обратилась за помощью в Школьную службу примирения. В настоящее время конфликт полностью разрешен. (хотя родители Петра намеревались подать в суд)
Цели программы примирения От жертвы - чтобы Иван объяснил, зачем ударил его по голове и по возможности наладить отношения, т.к. ничего против Ивана не имеет. От обидчика -наладить отношения Чтобы об этом инцинденте не узнала мама
Результат Обидчик (Иван) объяснил не преднамеренность своего поступка, попросил извинения Петр извинения принял. В настоящее время отношения не конфликтные