Симонов Валентин Петрович Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук, профессор НОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ОЦЕНКИ ОБУЧЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ И ВОЗМОЖНЫЕ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Симонов Валентин Петрович Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук, профессор
Advertisements

Оценка результатов обучения (по методике В.П. Симонова) Совершенствуем аналитическую деятельность педагога Презентация Матвеевой Т.П.
Оценка качества, мониторинг результативности в условиях перехода на ФГОС в системе школьного образования. Автор: учитель физической культуры МБОУ «Технический.
Критерии Снежанна Владиславовна учитель высшей квалификационной категории МОУ «СОШ 2» г.Краснотурьинск.
Шалашова М.М. доктор педагогических наук, профессор каф. общей биологии и химии ГОУ ВПО «АГПИ им. А.П. Гайдара» 1.
УЧЕНИКУ ОБ ОТМЕТКАХ ПО МАТЕМАТИКЕ. Оценка письменных работ.
Диагностика учебных достижений в рамках требований ФГОС Хайруллина Г. А., учитель географии МБОУ «СОШ 89» Ново – Савиновского района г. Казани.
контроль наблюдениепроверка выявление измерение Учет: накопление информации Оценка: процесс анализа, сравнения, выявления смысла, информации, словесный.
Одним из руководящих принципов дидактики с первых лет существования этой науки и по настоящее время является принцип связи обучения с жизнью (или связи.
Системно-деятельностный подход в процессе обучения физики.
О значении домашнего задания в учебной деятельности пятиклассника Родительское собрание Классный руководитель: Чеботарёва Елена Николаевна.
Князева Анна Владимировна директор проектно-аналитического центра ТГУ ГОУ ВПО «ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ШКОЛА НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Формы работы Анализ текущего состояния. Методики определения параметров ИСУД.
Online семинар Формирующее оценивание на уроках физики при проведении лабораторных и практических работ. Тема: «Архимедова сила. Условия плавания тел».
Система оценивания по математике в соответствии с ФГОС.
Боровикова Екатерина Ивановна учитель математики высшей категории МОУ «СОШ 1 р.п. Новые Бурасы»
Слушаю – забываю, Смотрю – запоминаю, Делаю – понимаю. Конфуций. Проблемы создания образовательной среды, направленной на развитие творческого потенциала.
Методика организации тестового контроля знаний учащихся на уроках информатики.
* умения, лежащие в основе читательской компетенции (чтение и понимание письменных текстов); * умения по работе с информацией (понимание информации, представленной.
Образовательные технологии формирования компетентностной модели бакалавров и магистров в области авиастроения Никин Алексей Дмитриевич Уфимский государственный.
Транксрипт:

Симонов Валентин Петрович Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук, профессор НОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ОЦЕНКИ ОБУЧЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ УЧАЩИХСЯ НА ЭТОЙ ОСНОВЕ МГОУ © Симонов В.П., 2006 © Симонов В.П., 2006

Основная цель каждого преподавателя – формирование знаний, умений и навыков З Н А Н И Я ИНФОРМИРОВАННОСТЬ УМЕНИЯ НАВЫКИ

ЗНАНИЯ ЗНАНИЯ(следствиеИНФОРМИ-РОВАННОСТИ) УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ (УРОКИ, ЛЕКЦИИ) ИНТЕРНЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ПОИСК ИНФОРМАЦИИ СЕМИНАРЫ ПРЕССА ТЕЛЕВИДЕНИЕ КРУГЛЫЕСТОЛЫ ДИСКУССИИ ОБЩЕНИЕ

УМЕНИЯ Лабораторные работы Практика и самостоятельныеработы Разбор конкретных ситуаций Курсовое и дипломное проектирование Деловые игры (ОДИ) Исследовательская деятельность

НАВЫКИ Проявлениеталантливости в разных областях Способности и склонность к различным к различнымиграм Рефлексия(способность к самоанализу) Обладает яркой, образной и грамотной речью Способность к исследовательской деятельности деятельности Явно выраженное творческое начало Высокая степень самостоятельности в познавательной деятельности деятельности

Графическая модель степени обученности личности 2:

Оценки «5-и балльной» шкалы их значения при разных уровнях требований БАЛЛыБАЛЛы УРОВЕНЬ ТРЕБОВАНИЙ 1-й (высший) 2-й (средний) 3-й (низший) Гимназические классы Общеобразова- тельные классы Школы и классы КРО С оц Д оц. С оц Д оц. С оц Д оц % 0% ПЕРЕНОС 64 % В 1,5 раза 36 %В 2,8 раза 4 64 % 0% Эл. умен. и навыки 36 % В 1,8 раза 16 % В 4 раза 3 36 % 0% Понимание 16 % В 2,25 раза 4 %В 9 раз

1 234 баллы 5 баллы % ОБУЧЕННОСТЬ при «5-и балльной» шкале 1-й (высший) уровень требований 2-й (средний) уровень требований 64% 36% 16% 4% 3-й (низший) уровень требований 100%

Формирование знаний и умений Проверка и оценка степени обученности 1. Различение (узнавание) 2. Запоминание 3.Понимание 1.Уровень знакомства (распознавание) 2. Понимание 3.Запоминание 4. Репродуктивный уровень применения теории на практике 4. Выполнение практических заданий по алгоритму, по образцу 5. Формирование опыта применения знаний в нестандартной ситуации в нестандартной ситуации 5. Применение полученных знаний на практике творчески (ПЕРЕНОС)

«Пятибалльная» шкала существует в России с 1944 года и является ранговой - расставляющей учащихся по местам: «5» - первое место «по успеваемости», «4» - второе, «3» - третье и т.д. В итоге сформировался КУЛЬТ ОЦЕНКИ (оценка «успеваемости»), а должен быть КУЛЬТ ЗНАНИЙ (ОЦЕНКА ОБУЧЕННОСТИ)! «5» ВЫСОКИЙ % «качества»«4» ОТЛИЧНИКИ ХОРОШИСТЫ Т Р О Е Ч Н И К И двоечники

С баллами ранговой шкалы никаких арифметических действий производить нельзя и все разговоры о «среднем балле» в этом случае - это математический нонсенс! Бессмысленно, например, суммировать места занятые спортсменами (1+2+3=6, 6:3=2) и утверждать при этом, что они, в среднем, находятся на втором месте(?!). Такой подход абсурден, однако как раз это и наблюдается при подсчёте среднего балла и так называемого «процента качества».

Продолжается наказание детей даже за хорошие оценки: даже за хорошие оценки: почему ты получил «4»?!, не говоря уже о тройке или двойке. Всё это даже в настоящее время приводитнекоторых школьников школьников к суициду.

Результаты ЕГЭ за 2008 год Это был последний год, когда вместо двоек по ЕГЭ В АТТЕСТАТ поставили «три»!!? В 2009 году количество получивших двойки УМЕНЬШИЛОСЬ почти в 10 раз!?? 3

10-и балльная шкала 10-иБалл.шкала Основные показатели СОУ (степени обученности учащихся) Обученность В % Показ атель атель 1 балл - Очень слабо Присутствовал на занятии, слушал, смотрел, переписывал вслед за преподавателем и товарищами с доски. Пришёл с невыполненным домашним заданием и т.п. До1% Узнав ание – Урове нь Знако м ства 2 балла - Слабо Отличает какой-либо процесс, объект и т.п. от их аналогов, только тогда, когда ему их предъявляют в готовом виде. «Скачал» работу с Интернета и т.п. От 1 до4%

3 балла Пос-ред-ствен-но Запомнил большую часть текста, правил, определений, формулировок и т.п., но объяснить ничего не может (механическое запоминание) От 5 до9%Запомина ние – неосознанноевоспроизведение 4 балла Удо-вле-тво-ри-тель-но Демонстрирует полное воспроизведение изученных правил, законов, формулировок, математических формул и т.п., однако затрудняется что-либо объяснить (неосознанные знания) От 10 до16%

5 бал- лов- Недо- ста точно хоро- шо Объясняет отдельные положения изученной теории, иногда выполняя такие мыслительные операции как анализ и синтез (частичное, неполное усвоение теоретических знаний) От 17 % до 25 % ПО- НИ- МА- НИЕ Осо зна н ное вос- про -из- ве- де- ние 6 бал- лов Хо- ро- шо Отвечает на большинство вопросов по содержанию теории, демонстрируя осознанность усвоенных знаний, проявляя способность к самостоятельным выводам От 26 до 36 %

7 бал лов – Очень Хо ро- шо Чётко и логично излагает изу- ченный материал, свободно владеет терминологией, хорошо видит связь теории с практикой, умеет применять теорию на практике в простейших случаях От 37 % до 49 % Элем ен тар ные умен ия и нав ыки Ре- про дук тив ный уро вен ь 8 бал- лов - Отлич но Демонстрирует полное понимание сути изученной теории и применяет её на практике легко и не особенно задумываясь. Выполняет почти все практические задания, иногда допуская незначительные ошибки которые сам и исправляет От 50% до 64%

9 бал- лов Прек- расно Легко выполняет практические задания на уровне ПЕРЕНОСА, свободно оперируя усвоенной теорией в практической деятельности От65%до81% ПЕ- РЕ- НОС - Творч ес кий уро вень 10 бал ловВелико-леп-но Оригинально, нестандартно применяет имеющиеся знания на практике, формируя самостоятельно новые умения на базе ранее полученных знаний От 82 % до 100 %

с баллами 10-и балльной шкалы Взаимосвязь уровня обученности с баллами 10-и балльной шкалы При использовании полностью положительной, математически обоснованной (степенной) 10-и балльной шкалы уровень обученности личности определяется: «ОБУЧЕННОСТЬ = ПОЛУЧЕННЫЙ БАЛЛ В КВАДРАТЕ» Пример: 7 баллов– обученность 49%; 7,2 балла – обученность 52%

2468 баллы 10 баллы % ОБУЧЕННОСТЬ 64% 36% 16% 4% 100% % 49% 25% 9% ПУТЬ К УСПЕХУ?!

Новая философия оценки Балльная оценка не кнут и не пряник, а только измерительный инструмент, точность которого имеет большое значение! Существующие реально только три положительных балла т.н. «пятибалльной» шкалы не позволяют достоверно оценить пять показателей степениобученности личности: личности: различение различение(узнавание),запоминание,понимание, репродуктивный и творческий уровни плюс старание, прилежание, творческое озарение, талант, оригинальность мышления обучаемого и т.п. %

Обоснование Новой философии оценки обученности личности Почему мы не измеряем небольшие размеры дециметровой линейкой, дециметровой линейкой, а температуру человеческого тела комнатным термометром? Ответ ясен – очень грубая шкала, не пригодна для точных измерений: так и 3-х балльная шкала не пригодна для оценки прироста интеллекта личности с точностью до нанометра?!

Обоснование Новой философии оценки обученности (продолжение) Анализ практики свидетельствует, свидетельствует, что большинство что большинство благополучных людей благополучных людей не были в период учёбы хорошистами и тем более – отличниками! хорошистами и тем более – отличниками!

Применение данной 10-и балльной шкалы на основе новой философии позволило решить следующие задачи: 1.Перейти к единому уровню требований при оценке степени обученности во всех учебных заведениях; 2.Преодолеть синдром боязни отрицательных баллов типа «1» и «2», т.к. в данной шкале они все являются положительными и их надо определенным образом «заработать»;

3. Уйти от понятий «двоечник»,«неуспевающий»,«второгодник» и «троечник», как социальной и педагогической проблемы, через более достоверную оценку фактической степени обученности личности;

4. Ликвидировать необоснованные притязания4. Ликвидировать необоснованные притязания учащихся и их родителей к оценке обученности на основе простой и понятной им методики оценивания.

5. научно определить и проверить на практике возможность неформального подхода к оценке качества обучения, на основе метематически – обоснованной и полностью положительной 10-и балльной шкалы;

Графическая модель оценки качества обученности личности

IПлохое качество (ПК) I - Плохое качество (ПК) – «узнавание» («различение», («различение», «распознавание»). II - Низкое качество (НК) - «запоминание» -III - Среднее качество -(СК) «понимание» IVХорошее качество IV - Хорошее качество (ХК) – «элементарные умения умения и навыки» V- Высокое качество (ВК) – это «перенос – творческий уровень» пятьпоследовательных категорий (показателей) понятия и критерия «качество образования» в его истинном, а не в формальном значении: значении:

Пример оценки КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ на основе инновационной 10-и балльной шкалы (n=25) УчебныйпредметВОСПОИЗ II уровень – ЗАПОМИНА- НИЕВЕДЕНИЕ III уровень – ПОНИМА-НИЕ IV - Эл. уме- ния и навыки (репродуктивнуровень) V – ПЕРЕНОС (творческий. уровень) Информатика чел. (12%) 16 чел. (64%) 6 чел. (24%) Биология 1 чел. (4%) 8 чел. (32%) 14 чел. (56%) 2 чел. (8%) Русский яз. 3 чел. (12%) 9 чел. (36%) 13 чел. (52%)----- УРОВЕНЬКАЧЕСТВАНизкоеКачествоНКСреднееКачествоСКХорошееКачествоХКВысокоеКачествоВК

431 Сущность и структура понятия «компетентность» К О М П Е Т Е Н Т Н О С Т Ь И Н Ф О Р М И Р О В А Н Н О С Т Ь И Э Р У Д И Ц И Я + ОПЫТ И ПРАКТИКА И Э Р У Д И Ц И Я + ОПЫТ И ПРАКТИКА З Н А Н И Я УМЕНИЯ И НАВЫКИ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ Элементарные умения и навыки ПЕРЕНОС 36% УЗНАВАНИЕ4% ЗАПОМИНАНИЕ ПОНИМАНИЕ 12% 20% 28% 36% ПК НК СК ХК ВК 1 : 3 : 5 : 7 : 9

КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ -это интегральная характеристика процесса и результата образовательной деятельности в целом; - это определённый уровень компетенции обучаемого уровень компетенции обучаемого (его информированности, знаний, умений и навыков); -это достижение заданной цели в оптимальные сроки, с наименьшими затратами сил, средств, времени и энергии.

10-И БАЛЛЬНАЯ ШКАЛА НАПРАВЛЕНА: На преодоление разноуровневого подхода при оценке степени обученности учащихся гимназических, обычных и коррекционно-развивающих классов. На создание более достоверной, надежной, доказательной и доказательной и общепонятной системы оценки учебного труда учащихся в условиях общеобразовательной школы и студентов в вузах;. учащихся в условиях общеобразовательной школы и студентов в вузах;.

Практика показывает, что не существует людей обученных на 100 % по всем учебным предметам всем учебным предметам, однако мы лицемерно выдаем «золотые» и «серебряные» медали. В высшей школе более правильный подход к выдаче «Диплома с отличием». Нечто подобное должно быть и в системе среднего образования. что что толку в этих Золотых?

Реально может быть до четырех золотых и четырех серебряных медалей: за выдающиеся успехи в области отдельных направлений (групп родственных учебных предметов) Золотая медаль могла бы выдаваться при наличии оценок «10» за выдающиеся успехи в определённых предметах, а по остальным дисциплинам не ниже «9», Серебряная медаль - при наличии оценок «9» и «8» в области тех же предметов.

НАПРИМЕР: 1) математика + информатика + физика + химия + биология + география; 2) русский язык + литература + мировая художественная культура + ин. язык; 3) история + экономика + обществоведение; 4) труд (технология) + черчение + физическая культура + музыка (возможны и другие сочетания) Только тогда можно будет говорить, что мы ушли от фальши и обмана.

Взаимосвязь 10-и балльной шкалы с Европейской в связи с Болонским процессом 10-и балл. шкалаОбученностьСуррогатная шкала Европейская шкала 1 балл - очень слабодо 1%I. Узнава- ние «2» (два )F- неудовле- творительный ответ 2 балла – слабодо 4%«3-» (три с минусом) 3 балла – посредственно до 9% II. Запоми- нание «3» (посредственно ) FX – можно добрать только до минимального удовлетворитель- ного ответа 4 балла – удовлет- ворительно до 16%«3+» (три с плюсом) 5 баллов - недоста- точно хорошо до 25% III. Пони- мание «4-» (четыре с минусом) Е –отвечает мини- мальным требовани-ям удовлетвори- тельного ответа 6 баллов - хорошодо 36%«4» (хорошо) 7 баллов – очень хорошо до 49%IV Репро- дуктив- ное при- менение «4+» (четыре с плюсом) D –достаточно удо- влетворительный ответ 8 баллов - отличнодо 64%«5-» (пять с минусом) С – хороший ответ 9 баллов - великолепно до 81%V. Твор- ческий уровен ь (Перенос) «5» - отличноВ- очень хороший ответ 10 баллов - прекрасно до 100%«5+» пять с плюсом (как исключение) А – выдающийся ответ

Возможная сертификация документов на основе 10-и балльной шкале с Европейской системой 10-и балльная шкала является инструментом повседневного учёта знаний, умений и навыков обучаемых, европейская для нас – только как итоговая, как шкала, на основе которой могут выдаваться дипломы (сертификаты или приложения к ним), а это необходимо не всем нашим студентам и учащимся, и далеко не каждый день.

Благодарю за внимание! Желаю успехов! Валентин Симонов

Полностью положительная Десятибалльная шкала 1 балл – «Очень слабо». (Присутствовал на занятии, слушал, смотрел, записывал под диктовку учителя и товарищей, переписывал с доски и т.п. Пришел с невыполненным домашним заданием). Обученность в этом случае около 1 %. 2 балла – «Слабо». (Отличает какой-либо процесс, объект и т.п. от их аналогов только тогда, когда ему их предъявляют в готовом виде. «Скачал» работу с Интернета и т.п.). Обученность от 2 до 4 %. Оба эти показателя вместе характеризуют уровень «Различения» (распознавания), уровень знакомства с данным материалом, объектом или явлением. 3 балла – «Посредственно». (Запомнил большую часть текста, правил, определений, формулировок, законов и т.п., но объяснить ничего не может (механическое запоминание). Обученность в этом случае от 5 до 9 %. 4 балла – «Удовлетворительно». (Демонстрирует полное воспроизведение изученных правил, законов, формулировок, математических и иных формул и т.п., однако, затрудняется что-либо объяснить). Обученность от 10 до 16 %. Оба эти показателя характеризуют уровень «запоминания» - неосознанное воспроизведение усвоенного материала (магнитофон, попугай, ученик «зубрилка»). 5 баллов - «Недостаточно хорошо». (Объясняет отдельные положения усвоенной теории, иногда выполняет такие мыслительные операции, как анализ и синтез.) Обученность от 17 до 25 %. 6 баллов – «Хорошо». (Отвечает на большинство вопросов по содержанию теории, демонстрируя осознанность усвоенных теоретических знаний, проявляя способность к самостоятельным выводам и т.п.). Обученность от 26 до 36 % (62 =36). Эти показатели характеризуют уровень «поминание» - т.е. осознанное воспроизведение усвоенного материала. 7 баллов – «Очень хорошо». (Четко и логично излагает теоретический материал, свободно владеет понятиями и терминологией, способен к обобщению изложенной теории, хорошо видит связь теории с практикой, умеет применить ее в простейших случаях.). Обученность от 37 до 49 %. 8 баллов – «Отлично». (Демонстрирует полное понимание сути изученной теории и применяет ее на практике легко и не особенно задумываясь. Выполняет почти все практические задания, иногда допуская незначительные ошибки, которые сам и исправляет.) Обученность от 50 до 64 %. Оба эти показателя характеризуют уровень «Элементарные умения и навыки» - т.е. - репродуктивный уровень применения теории на практике. 9 баллов – «Великолепно». (Легко выполняет практические задания на уровне «переноса», свободно оперируя усвоенной теорией в практической деятельности.). Обученность от 65 до 81 %. 10 баллов – «Прекрасно». (Оригинально, нестандартно применяет полученные знания на практике, формируя самостоятельно новые умения на базе полученных ранее знаний и сформированных умений и навыков). Обученность от 82 до 100 %. Оба эти показателя характеризуют творческий уровень - «Перенос», т.е.- применение Теории на практике в нестандартных, не алгоритмизированных ситуациях.