Инструменты развития городского транспорта: планирование маршрутных сетей, обоснование эффективности видов транспорта, стандарты транспортного обслуживания
Почему «коммерческий» транспорт работает неэффективно? Благо для каждого – не всегда «благо для всех вместе» Ориентация на каждого отдельного пассажира оборачивается против пассажиров в целом
Желания пассажиров и последствия для всех oОстановка «где удобно каждому» = oСнижение скорости сообщения oУгроза безопасности движения oОжидание опаздывающего пассажира oСнижение скорости сообщения oМинимальный интервал на каждом маршруте = oзаторы из автобусов oповышение стоимости проезда oповышение расходов на дорожную сеть, территории для отстоя и т.п. oБеспересадочный маршрут для каждого = oнепонятная маршрутная сеть oПерегрузка центральных участков УДС oРост интервалов «Дикий рынок» – не работает для услуг совместного потребления и на «условно бесплатных» общественных ресурсах
Эффективность общественной услуги = планирование спроса и предложения на основе стандартов Общественный -> эффективный для общества Расчет: oСпрос на перевозки oПропускная способность oЭкономика по вариантам –> Выбор подвижного состава и вида транспорта Рост скорости сообщения на 20-30%; Повышение провозной способности в ~3-4 раза Сокращение затрат на транспорт на 30-40%
Пассажир = клиент транспортной системы oПонятность и легкость пользования системой oмаршрутная сеть oтариф oрасписание oПешеходная доступность системы oПунктуальность и скорость системы oКомфорт (нормальное наполнение салонов) oБезопасность (в т.ч личная) oЭкономичность Требования качества транспортной системы
Подходы к оптимизации маршрутной сети Цели изменения маршрутной сети: oОбеспечение качества обслуживания (по установленному стандарту) oСокращение издержек (социально-экономических) Задачи при разработке изменений: oФормирование стандартов транспортного обслуживания oМеждународный опыт oБюджетные ограничения (по вариантам величины нормативов) oФормирование вариантов оперативного изменения маршрутной сети (на основе действующей) oОценка качества и издержек по действующей и новым вариантам сети oВыбор предпочтительного варианта oФормирование и оценка перспективных вариантов изменения маршрутной сети с учетом выбора видов транспорта
Пример: Цюрих Официальная схема – все маршруты и виды транспорта Основа – сеть трамвайных маршрутов с интервалом не более 5 минут в час пик Сокращение маршрутов- дублей Диаметральные маршруты Ночные маршруты Официальная маршрутная сеть всех видов транспорта ЛРТ: Ясная сеть (как метро) Стабильность сети Понятный и логичный продукт
Расписание на каждой остановке (при интервале 10 и более минут) Тактовые интервалы (10,15,20,60 и т.п.) Пример: Москва Понятное и удобное расписание Понятный и логичный продукт
Пример: Прага Интернет-планировщик маршрутов Планировщик маршрутов Понятный и логичный продукт
Один билет – все виды транспорта (отмена билетов «по видам») Один билет – по всем перевозчикам Один билет – на весь регион Неограниченные пересадки в течение заданного времени Зонный тариф (рост цены при поездке на 3 и более зон) Экономия на длительных билетах Единый организатор перевозок (ответственный за качество перевозок) Пример: Прага Единый билет без оплаты пересадок Понятный и логичный продукт
Предложение 4. Обеспечить соблюдение расписания Результат: Более 130 новых систем ЛРТ за последние 30 лет Отказ от метро в пользу ЛРТ в ряде городов Лондон Нью-Йорк Париж Цюрих Штутгарт Карлсруэ Особенности: Физическое обособление Приоритет на перекрестках Организация движения, исключающая блокирование переездов Повышение вместимости по величине пассажиропотока Наименьшие энергозатраты Загрязнение уменьшено (в раз) и вынесено из города Рост спроса на 40% по сравнению с автобусом Итоговые качества : Надежность Скорость Комфорт Безопасность Экологическая чистота Выбор трамвая в перспективной маршрутной сети
Выбор вида транспорта До разработки методики проектирования – закрепить минимальную долю ГЭТ в перевозках Параметры маршрута: - пассажиропоток - инфраструктура на трассе Расчет себестоимости работы маршрута на различных видах транспорта, с учетом: - прогноза пассажиропотоков на срок жизни проекта; - использования или строительства инфраструктуры; - закупки и содержания подвижного состава; - затрат на срок жизни проекта (~30 лет) и т.п. - оценивается при проектировании маршрутной сети; - закрепляется в Генеральном плане. Выбор наиболее экономичного варианта
Пассажир или пробег? Сегодня: оплата за пассажираПредлагается: оплата за пробег, штраф за нарушение расписания Стратегия перевозчика Драться за «прибыльные» маршруты, отказываться от «социальных» Спокойно завоевывать рынок по сравнимому показателю – «цена километра пробега» Поведение водителя Гонка за пассажиром, простаивание на остановках Точность соблюдения расписания Учет результата Нерешенный вопрос споров об объеме превозок Расчет по расписанию Итоги для города - Часть маршрутов не обслужена; - Цены зависят от каждого маршрута; -Все маршруты обслужены; -Единый стоимостной показатель по всей сети – цена пробега. Итоги для перевозчика Неопределенность: что будет с пассажиропотоком? Уверенное планирование бизнеса Итоги для пассажиров - Снижение качества перевозок по ряду показателей (безопасность, комфорт, время поездки и т.п.) - Максимальное качество перевозок Оплата пробега – выигрышна для всех. Возможна небольшая доплата за рост потока Единицы оплаты городом работы перевозчика
Зарубежный опыт федерального контроля транспортных систем oМодель транспортной системы – обязанность для города >300 тыс.жит. Непрерывный мониторинг и сбор показателей качества системы (скорости, пунктуальности, наполнения транспортных средств) средствами ИТС oКонкурс эффективных региональных проектов за федеральное финансирование 30-50% стоимости – из фед. бюджета при условии эффективности). Отказ от «политических решений» (строительство метро) в пользу обоснований оценки социально-экономической эффективности проектов на жизненный цикл oНалог на недвижимость – основной источник финансирования Выше качество транспорта – выше стоимость – выше налог oВозможность привлечения частных инвестиций по схеме ГЧП
Шаги по обеспечению качества транспортной системы oОрганизатор перевозок oЕдиное планирование маршрутов и расписаний oЕдиная билетная система (выручка – в единый фонд) oКонкурс на обслуживание маршрута, оплата за пробег по расписанию 2. Обоснование новой маршрутной сети и перспектив развития линий 1. Новая модель управления транспортом общего пользования oРазработка региональных стандартов транспортного обслуживания oТранспортная модель oЛиквидация излишнего дублирования маршрутов oОбоснование выбора видов транспорта oРазработка расписаний oОбоснование новых трамвайных линий 3. Привлечение финансирования и инвестиции oОбоснованная потребность в федеральном финансировании oРазработка моделей ГЧП