Учебное исследование учащихся Выбор темы, Определение целей и задач, Сбор и систематизация информации, Анализ и обобщение отобранных материалов, Подготовка отчета, Презентация и защита результатов исследования.
Алгоритм определения темы исследования 1.Филология? / Лингвострановедение? 2. Филология: Лексика? Грамматика? Фонетика? Синтаксис?
3. Лексика: - Свободные лексические единицы? / Фразеологизмы? / Пословицы? - Заимствования? - Сложные слова? - Терминологические единицы? - Семантика глаголов движения /говорения /... ?
4. Фразеологизмы: - Определенного содержания? (с компонентом цветообозначения, с названием животных,…) - Область употребления? (В обиходе? В рекламе? В выступлениях политиков? В художественном произведении? В языке в целом? …) «Фразеологизмы с компонентом цветообозначения в немецком языке»
Определение цели Цель - это общая формулировка конечного результата, который предполагается получить при выполнении исследования. (выявить...; установить...; обосновать...; уточнить...)
Определение задач Задачи - это последовательные шаги, которые обеспечивают достижение поставленной цели и конкретизируют ее. (изучить литературу …; выявить факторы…; определить количество/степень…)
Методы исследования Описательный, Метод компонентного анализа, Сравнительно-сопоставительный, Историко-этимологический, Лингвокультурологический, Метод сплошной выборки языкового материала, Контекстуальный анализ.
Исследовательская работа учащихся (отчет) должна содержать следующие части: Оглавление, Введение, Основная часть, Заключение, Список используемой литературы, Приложение.
Оглавление В Оглавление включены введение, название глав и параграфов, заключение, список литературы, названия приложений и соответствующие номера страницы.
Введение включает в себя: формулировку постановки проблемы, актуальность темы, определение целей и задач, Методы исследования, характеристику личного вклада работы в решение избранной проблемы
Основная часть Делится на главы или параграфы; Желательно обеспечить соответствие глав сформулированным задачам; Статистическая обработка данных. !!! Меньше теории, больше результатов
Заключение Описание результатов работы; Выводы ( должны соотноситься с задачами исследования ); Анализ степени решения поставленных задач; Определение направлений дальнейших поисков.
Критерии оценки исследовательской работы Уровень подготовки работы: Исследовательский характер работы (аналитические выкладки, результаты исследования); Творческий подход к решению проблемы; Актуальность темы; Самостоятельность исследования; Оформление работы в соответствии с требованиями.
Критерии оценки исследовательской работы Культура выступления: глубина владения материалом изучаемого вопроса; четкая структура, логика выступления; грамотность и логичность при ответах на вопросы по теме доклада; культура поведения при воздействии на слушателей (речь, мимика, жесты).