Исследовательская работа по литературе Тема : Анализ звукоцвета в стихотворениях поэтов XIX века Выполнили:, Ноговицина Ксения, ученицы 7 «Б» класса Руководитель:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Анализ лирического произведения А.С.Пушкина «Зимний вечер»
Advertisements

Вот так кто первая вдохновительница, первая муза первого истинно русского поэта, это- няня... Да будет же ей, этой няне, от лица русского общества вечная.
Выразительное чтение Интонация сила голосатонпаузалогическое ударение ритмтемп.
Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна, Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег. Афанасий Фет.
Семь вкусов спектра пробует язык…Семь вкусов спектра пробует язык…
Александр Сергеевич Пушкин А.С.Пушкин «Зимнее утро»
Цветная музыка стиха Семь вкусов спектра пробует язык Б.Ахмадулина Исполнители: Ермак Екатерина Мамонтова Ксения Мамонтова Ксения Руководитель: Пешкова.
Фомина Маргарита, ученица 10 «Б» класса МОУ СОШ с УИОП 15 г. Воронежа.
Времена года. А.С. Пушкин. Весна Весна, весна, пора любви Как тяжко мне твое явленье, Какое томное волненье В моей душе, в моей крови… Все, что ликует.
ТВОРЧЕСТВО А.С. ПУШКИНА У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом;
Литературное чтение,3 класс, система »Школа России» Учитель начальных классов Пастухова М.в. «Зимний вечер»
Тема: А.С.Пушкин «Зимний вечер». Цели: Продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина; учить понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя.
Трубачевская средняя общеобразовательная школа Трубачево, 2009 Шлёнкина Рита, ученица 5 класса.
Зайцева М.К. МОУ Нехаевская СОШ А.С.Пушкин Поэтические картины зимы.
Учебно-методический материал по теме: Мнемотаблицы для заучивания стихов
Проект по русскому языку для учащихся 6 класса Автор: Филиппова Ольга Вячеславовна.
Решетникова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ «Береговская средняя общеобразовательная школа» Нижнеомского.
Фоносемантический анализ стихотворения С. Есенина «Я спросил сегодня у менялы…»
Пейзажные зарисовки Сочинение-описание пейзажа в художественном стиле.
Речевая ситуация С кем говорим? Где? С какой целью ? много Н/О О/О общение сообщение воздействие.
Транксрипт:

Исследовательская работа по литературе Тема : Анализ звукоцвета в стихотворениях поэтов XIX века Выполнили:, Ноговицина Ксения, ученицы 7 «Б» класса Руководитель: Киреева Д.В

Введение Не всем нравится поэзия, не все любят просто читать стихи, а вчитываются в них, вслушиваются в то, что создал поэт, лишь единицы. Для этого необходимо быть внимательным к поэтическому слову. Для поэзии, особого вида искусства, который похож на музыку, важно и само звучание, фонетический облик слова. Ведь если прислушиваться к звучанию стихотворения, можно услышать то, что нельзя увидеть. Звуки, из которых состоят слова, создают определенную картину, что помогает представить все то, о чем пишет поэт.

Цель работы: Обобщить исследовательский опыт, полученный в ходе двух лет работы над изучением таких художественных приемов как звукопись и звукоцвет и проанализировать прием звукописи на примере поэтических произведений поэтов XIX века. Задачи: Изучить и проанализировать тексты стихотворений писателей; Познакомиться с научным обоснованием теории звукоцвета на примере работы А.П.Журавлева; Разработать методическое пособие по анализу звукоцвета в стихотворениях поэтов 19 века.

Объектом для исследования послужили сборники стихотворений писателей, научная работа А.П.Журавлева. Актуальность работы заключается в том, что звукопись, как художественный приём, во-первых, помогает по-особому «услышать» поэтические строки, «увидеть» художественные образы, созданные в стихах; во-вторых, потому что именно о звукописи при изучении произведений в школе говорят достаточно мало. Методы проведенных исследований: обобщение и анализ.

Глава 1."Мы можем увидеть звук!« "Я взвесил звук, измерил и расчислил, В загадку слова хитростью проник. И умное злодейство я замыслил - Предать железу свой живой язык..." (А.П. Журавлёв)

Свойство звуков вызывать цветовые образы было замечено давно. Много писалось о цветовом слухе А. Скрябина, который музыкальные звуки видел в цвете. Целое направление в искусстве - цветомузыка - основано на этом свойстве звуков музыки. Есть свидетельство о том, что звуки речи, особенно гласные, тоже могут восприниматься в цвете.

Артюр Рембо, знаменитый французский писатель, написал даже сонет "Гласные", в котором так раскрасил звуки: А - черный; белый - Е; И -красный; У - зелёный; О - синий : тайну их скажу я в свой черед...

Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя…

Глава 2. Практическое обоснование теории звукоцвета. Способ 1. Практически облегченный. Этот способ считается самым простым. Необходимо подсчитать общее количество гласных в стихотворении.

Способ 2. Научный. Существует еще один способ определения звукоцвета в тексте. Этот способ называется «Долевые соответствия букв » Порядок подсчета звукоцвета согласно этой теории: Подсчитать общее количество букв в тексте. Ударные гласные считать за две. Подсчитать количество звукобукв Э+Е, О+Е, Ы, У+Ю, А+Я. Высчитать долю каждой звукобуквы или сочетания:количество употреблений звукобуквы делить на общее количество букв в тексте. Выявить отношение звукобукв в тексте к норме:доли звукобукв в тексте делить на нормальные доли для звукобукв. Нормальные доли для звукобукв: Э+Е=0.085, О+Е=0.109, Ы=0.018, У+Ю=0.035, И=0.056, А+Я= Определить места звукобукв по их преобладанию над нормой и цветовое соответствие преобладающих звукобукв.

Глава 3. Звукоцвет поэтических произведений поэтов XIX века. В данной главе мы подробно остановимся на разборе одного стихотворения, для того чтобы более ясно увидеть всю методику расчета звукоцвета. Для примера мы рассмотрим стихотворение А.С.Пушкина «Зимний вечер»

Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. Наша ветхая лачужка И печальна и темна. Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна? Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена?.... А.С.Пушкин «Зимний вечер» (отрывок)

Согласно первому способу, преобладающие гласные О (52) и Е (53). Определяя цвет по таблице, мы видим, что гласной «О» соответствует светло- желтый, белый цвет. А гласной «Е» цвет зеленый.

Порядок подсчета звукоцвета в данном стихотворении: Подсчитываем общее количество букв в тексте. Ударные гласные считаем за две. Всего букв в стихотворении 669 Подсчитываем количество звукобукв Э+Е, О+Е, Ы, У+Ю, А+Я. О+Е= 52+53=105 Ы= 6 У+Ю= 18+6=24 А+Я= 39+8= 47

Высчитываем долю каждой звукобуквы или сочетания: количество употреблений звукобуквы делить на общее количество букв в тексте. Выявляем отношение звукобукв в тексте к норме: доли звукобукв в тексте делить на нормальные доли для звукобукв. Нормальные доли для звукобукв: Э+Е=0.085, О+Е=0.109, Ы=0.018, У+Ю=0.035, И=0.056, А+Я= О+Е= 105/669=0.157 – это доли сочетания звукобукв. Далее эти доли делим на нормальные доли в стихотворении 0.157/0.109=1.44 Ы= 6/669=0.01/0.018=0.56 У+Ю= 24/669=0.036/0.035=1.025 А+Я=47/669=0.070/0.117=0.6

Определяем места звукобукв по их преобладанию над нормой и цветовое соответствие преобладающих звукобукв. Преобладают над нормой следующие сочетания звукобукв: О+Е, У+Ю. В соответствии с таблицей цветовая гамма стихотворения будет такой: светло-желтый, белый, зеленый, темно-синий, голубоватый. Если сравнивать два способа определения звукоцвета, то мы видим, что и первый и второй способ дают возможность выявить одни и те же преобладающие цвета, но научный способ более подробно и точно дает указание на имеющиеся цветовые оттенки.

В данной работе дано одно произведение с полным разбором. В методическом же пособии даны тексты стихотворений и те цветовые гаммы, которые были выявлены нами в ходе расчетов. Мы намеренно не приводим в методическом пособии подробный расчет звукоцвета во всех стихотворениях, рассчитывая на то, что читатель данного пособия заинтересуется не вычислениями, а их результатом.

Заключение Как же интересно читать стихотворения, когда видишь не только поэтические строчки, но и зрительно ощущаешь цвет звуков, когда определенные приемы звукописи «рисуют» почти осязаемую картину изображаемого... Русская классика-это не только история нашего народа, не просто культура и искусство, это целое таинство, которое будет открыто лишь тем, кто жаждет познания и видит, и слышит то, что не так уж и сложно понять, необходимо лишь этого захотеть. Мы надеемся, что нашим исследованием мы вас заинтересовали. Мы постарались показать и доказать вам то, что звук-это не только минимальная единица русского языка, но еще и цвет.

В дальнейшем мы планируем объединиться в работе с информационным кружком и разработать программу подсчета звукоцвета, которая даст нам возможность еще и наглядно показывать звукоцвет в каждом тексте. Такая программа применялась в книге Александра Павловича Журавлева «Звук и смысл», но так как является авторской, доступа к ней нет. Я хотела бы показать пример звукоцвета в цветовом изображе6нии, которое дается в этой книге.

Рис. 1. А. Блок. «Гамаюн, птица вещая»

Рис. 2. С. Есенин «Отговорила роща золотая...»