ПИСЬМЕННОСТЬ И ЛИТЕРАТУРА Культура Древней Руси
Находка берестяных грамот в Новгороде 26 июля 1951 г. на Неревском раскопе была обнаружена берестяная грамота, которая содержала перечень феодальных повинностей («позёма» и «дара») в пользу некоего Фомы. Текст был просто процарапан на коре и прекрасно читался. Грамота была найдена прямо на мостовой XIV века, в щели между двумя плахами настила. Впервые увиденная археологами, она оказалась плотным и грязным свитком бересты, на поверхности которого сквозь грязь просвечивали чёткие буквы. Если бы не эти буквы, берестяной свиток был бы без колебаний окрещён в полевых записях рыболовным поплавком.
Археолог Нина Окулова не верила своим глазам: на её ладони лежал комок бересты, и сквозь грязь на ней проступали буквы… Таких находок прежде не было экспедиция А.В. Арциховского, копавшая Древний Новгород летом 1951 года, обнаружила тогда первую берестяную грамоту. Артемий Владимирович в восторге крикнул: «Нине премия сто рублей!» На следующий день была найдена вторая, потом ещё и ещё … На сегодняшний день, спустя пол века, Новгород подарил историкам свыше 900 берестяных грамот. Оказывается береста способна тысячелетие сохраняться в мокрой глине, если нет доступа воздуха. И ещё одно обстоятельство помогло учёным: если обычно на бересте писали чернилами, то в Новгороде делали иначе буквы выцарапывались на коре, как правило, на внутренней стороне, той, что прилегает к дереву. Обычно бересту готовили, вываривая в кипятке: после этого она становилась эластичной, и оставалось лишь обрезать края, предав куску прямоугольный вид.
Берестяные грамоты Берестяные грамоты представляют собой, как правило, выброшенные документы, попавшие в землю в том месте и в тот момент, когда в них исчезала практическая надобность. Большинство берестяных грамот частные письма, носящие деловой характер (взыскание долгов, торговля, бытовые указания). К этой категории тесно примыкают долговые списки (которые могли служить не только записями для себя, но также и поручениями «взять с такого- то столько-то») и коллективные челобитные крестьян феодалу (XIV XV века)
Новгород е годы. "Автопортрет" новгородского мальчика Онфима - всадник, поражающий врага. Около фигуры надпись "ОНФИМЕ" и начальные буквы азбуки. Из набора упражнений Онфима, обучающегося грамоте. Сравнительно редкие берестяные грамоты: церковные тексты (молитвы, списки поминаний, заказы на иконы, поучения); литературные и фольклорные произведения (заговоры, школьные шутки, загадки, наставления по домашнему хозяйству); записи учебного характера (азбуки, склады, школьные упражнения, детские рисунки и каракули). Огромную известность получили обнаруженные в 1956 году учебные записи и рисунки новгородского мальчика Онфима.
Грамота, 1320-е 1340-е годы. Письмо Петра к Марье, в котором он просит прислать копию грамоты о покупке пожни. «Поклон от Петра Марье. Я скосил луг, а озеричи (жители деревни Озера) у меня сено отняли… ». О чем же просил Петр? Можно было бы предположить, что муж просил жену созвать сельчан вооружиться вилами и бежать на подмогу, чтобы силой вернуть отобранное. Все же на дворе Средние века, вроде как царит Faust recht, кулачное право. Однако средневековый крестьянин просит жену сделать совершенно невероятное: «…Спиши копию с купчей грамоты да пришли сюда, чтобы было понятно, как проходит граница моего покоса». Одна эта фраза раскрывает неожиданную картину. У грамотного крестьянина грамотная жена, которая умеет читать и писать. У них есть купчая грамота на землю. Хозяйственные споры решаются не мордобоем, а разбором документов. А копия с купчей грамоты (вполне возможно копия именно на бересте) признается сторонами решающим аргументом. Всё это несколько переворачивает наши представления о «Темных веках»...
Любовное письмо года (грамота 752) «Я посылала к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ты ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату! Неужели я тебя задела тем, что посылала к тебе? А тебе, я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под людских глаз и примчался… хочешь ли, чтобы я тебя оставила? Даже если я тебя по своему неразумению задела, если ты начнешь надо мною насмехаться, то пусть судит тебя Бог и я». Реакция возлюбленного, получившего это послание, была своеобразна. Письмо было в сердцах разрезано ножом, обрывки завязаны в узел и выброшены в кучу навоза.
Карта поиска берестяных грамот Новгород Старая Русса Псков Торжок Тверь Смоленск Мстиславль Витебск Москва Старая Рязань Звенигород Галицкий
Памятник Кириллу и Мефодию в Коломне
Древнейшие славянские памятники имеют два алфавита: кириллицу и глаголицу. Славянские рукописи, сохранившиеся с конца IX- начала X в., написаны на обоих алфавитах, поэтому решить вопрос о первоначальном появлении глаголицы или кириллицы очень трудно.
Глаголица (от славянского «глагол» - слово) « Большая группа ученых считает, что глаголица предшествовала появлению кириллицы. Первоначально Кирилл создал глаголический алфавит, на котором писались первые переводы церковных книг для славянского населения Моравии. Однако резкое отличие глаголицы от характера греческого письма заставило через несколько десятилетий изменить написание букв применительно к греческому письму». А.М. Сахаров
Кириллица (старославянский или церковный алфавит) В кириллице было 43 буквы. В современном русском алфавите – 33 буквы, причём четырёх из них в кириллице не было. Такая разница объясняется тем, что раньше в славянских языках было больше звуков. В основе кириллицы лежит греческий алфавит. Буква А – аз, что означает я, буква Б – буки, что означает буква. Отсюда происходит и русское слово азбука. Буквами обозначались и цифры. Например, буква А соответствует цифре 1.
«Уставное письмо» веков Рукописный почерк назывался «устав». Характерной особенностью была геометричность написания букв. Обычно они писались в границах двух горизонтальных параллельных линеек, перпендикулярно к строке. Буквы не были связаны между собой, а слова не отделялись друг от друга. Рукописный почерк назывался «устав» (с 10-го до середины 16-го в.); каждая буква выписывалась очень тщательно и выглядела необычайно красиво. Вид устава. «Евангелие от Кошки», 1392 год
Полуустав (14-17 вв.) Скоропись (14-20 вв.) Ускорение письма Скоропись. Минея-четья, гг.Полуустав. «Лествица», 1622 год
Быль или Правда? В былинах встречаются следующие имена действующих лиц, которые с разной степенью вероятия могут быть сопоставлены с реальными историческими деятелями, известными нам по летописям: киевский князь Владимир Красное Солнышко (в нем, как полагают, слились Владимир Святославич ( годы) и Владимир Мономах (умер в 1125 году), "Вольга" (Олег) Святославич ( годы), Добрыня (980-е годы), Глеб (умер в 1078 году), "Волхв Всеславьич" (Всеслав Полоцкий, умер в 1101 году), "Апракса королевишна" (императрица Евпраксия, сестра Мономаха), Козарин (1106 год), боярин Ставр (1118 год), богатырь- паломник Даниил (1107 год), боярин Путята (1113 год), Садко (1167 год), князь Роман (умер в 1205 году). Упоминаются половецкие ханы Шарукан ("Шарк-великан", "Кудреван"), его сын Отрак и его внук Кончак ("Конь- шак"), хан Сугра (1107 год), Тугоркан ("Тугарин Змеевич", 1096 год) и татарские ханы Батый и "Калин-царь" (возможно, Менгу-Каан, 1239 год). Б.А. Рыбаков «Рождение Руси»
Источники