Казанский Кремль. Выполнила: Шестакова Ольга.
Казанский Кремль - это целостный архитектурный ансамбль, сохраняющий черты всех пронесшихся над ним столетий. Его обрамляют высокие белокаменные стены с характерными бойницами и тринадцатью шатровыми башнями. Самой главной достопримечательностью Кремля является стоящая внутри него семиярусная проездная Башня Сююмбеки высотой 58 метров, характерный профиль которой виден отовсюду и композиционно уравновешивается абрисом проездной Спасской башни, расположенной на противоположном конце Кремля. Казанский Кремль - это целостный архитектурный ансамбль, сохраняющий черты всех пронесшихся над ним столетий. Его обрамляют высокие белокаменные стены с характерными бойницами и тринадцатью шатровыми башнями. Самой главной достопримечательностью Кремля является стоящая внутри него семиярусная проездная Башня Сююмбеки высотой 58 метров, характерный профиль которой виден отовсюду и композиционно уравновешивается абрисом проездной Спасской башни, расположенной на противоположном конце Кремля. Казанский КремльБашня СююмбекиСпасской башни Казанский КремльБашня СююмбекиСпасской башни
Когда-то Казанский Кремль был окружен водой с трех сторон. С севера рубежом крепости была река Казанка, с востока - три озера, а с запада рукотворной водной границей города- крепости был проток Булак, проложенный древними татарскими строителями и соединявший Казанку с озером Кабан. Этот проток выполнял как оборонительные, так и судоходные задачи - по нему товары с Волги и Казанки доставлялись под самые стены города. В средневековые времена стены кремля были насыпными, дубовыми, но изнутри он застраивался как деревянными - дубовыми и сосновыми, так и каменными зданиями. Когда-то Казанский Кремль был окружен водой с трех сторон. С севера рубежом крепости была река Казанка, с востока - три озера, а с запада рукотворной водной границей города- крепости был проток Булак, проложенный древними татарскими строителями и соединявший Казанку с озером Кабан. Этот проток выполнял как оборонительные, так и судоходные задачи - по нему товары с Волги и Казанки доставлялись под самые стены города. В средневековые времена стены кремля были насыпными, дубовыми, но изнутри он застраивался как деревянными - дубовыми и сосновыми, так и каменными зданиями.
К середине XVI века, ко времени завоевания города, в нем проживало около человек. Казанский Кремль и в древности производил самое величественное впечатление. Русский летописец, рассказывая о взятии Казани, повествует о том, как удивился Иван Грозный "необычайной красоте стен крепости града". А английский путешественник Дженкинсон в своих воспоминаниях 1558 года писал: "Казань - прекрасный город, построенный по русскому и татарскому образцу с крепким замком, стоящим на высоком холме". К середине XVI века, ко времени завоевания города, в нем проживало около человек. Казанский Кремль и в древности производил самое величественное впечатление. Русский летописец, рассказывая о взятии Казани, повествует о том, как удивился Иван Грозный "необычайной красоте стен крепости града". А английский путешественник Дженкинсон в своих воспоминаниях 1558 года писал: "Казань - прекрасный город, построенный по русскому и татарскому образцу с крепким замком, стоящим на высоком холме".
Начиная с 1556 года русские каменщики, руководимые архитекторами И. Ширяевым и П. Яковлевым, перестроили стены и башни Казанского Кремля по псковскому образцу, добавив к нему несколько новых башен, в том числе Спасскую Башню, где теперь находится официальный в'езд на территорию кремля. Начиная с 1556 года русские каменщики, руководимые архитекторами И. Ширяевым и П. Яковлевым, перестроили стены и башни Казанского Кремля по псковскому образцу, добавив к нему несколько новых башен, в том числе Спасскую Башню, где теперь находится официальный в'езд на территорию кремля.
Но самой яркой архитектурной данностью, структурно выделяющейся из всего ансамбля кремля, является все же чудесная башня Сююмбеки, духовный символ и историческая гордость Казани. С башней Сююмбеки или Ханской Мечетью, архитектура которой имеет явный восточный колорит, связано множество легенд, догадок и гипотез. Название ее связано с именем последней казанской царицы, которая, согласно героической легенде, бросилась с ее вершины после захвата Казани московскими войсками. Официальная версия происхождения башни состоит в том, что она была построена в XVII веке русскими зодчими в качестве дозорной башни военного назначения. Но самой яркой архитектурной данностью, структурно выделяющейся из всего ансамбля кремля, является все же чудесная башня Сююмбеки, духовный символ и историческая гордость Казани. С башней Сююмбеки или Ханской Мечетью, архитектура которой имеет явный восточный колорит, связано множество легенд, догадок и гипотез. Название ее связано с именем последней казанской царицы, которая, согласно героической легенде, бросилась с ее вершины после захвата Казани московскими войсками. Официальная версия происхождения башни состоит в том, что она была построена в XVII веке русскими зодчими в качестве дозорной башни военного назначения.
Татарские национальные версии относят ее происхождение к булгарскому зодчеству и относят истоки ее архитектурного совершенства к кирпичным постройкам до-русского периода истории Казани. Во всех случаях встают, однако, два вопроса. Если башня построена русскими зодчими, в качестве дозорной башни, то Казанский край к тому времени был уже замирен, и национальные народные восстания подавлены. Кроме того, при Благовещенском Соборе тогда еще стояла высокая колокольня. При этом еще одна дозорная башня, да еще явно мусульманского вида, - сооружение не только излишнее но и крайне дорогостоящее. Татарские национальные версии относят ее происхождение к булгарскому зодчеству и относят истоки ее архитектурного совершенства к кирпичным постройкам до-русского периода истории Казани. Во всех случаях встают, однако, два вопроса. Если башня построена русскими зодчими, в качестве дозорной башни, то Казанский край к тому времени был уже замирен, и национальные народные восстания подавлены. Кроме того, при Благовещенском Соборе тогда еще стояла высокая колокольня. При этом еще одна дозорная башня, да еще явно мусульманского вида, - сооружение не только излишнее но и крайне дорогостоящее.
К тому же татарский народ, обладающий хорошей исторической памятью и до сих пор почитающий булгарские руины Х11-Х111 веков, относится к этой башне со священным благоговением, что вряд ли было бы возможно, если бы башня была построена, и в историческом смысле относительно недавно, русскими архитекторами. Все татарские версии происхождения башни тоже не имеют ответа на один прямой вопрос - почему башню Сююмбеки не постигла после взятия Казани судьба всех остальных архитектурных чудес Казани, почему она не была разрушена завоевателями? Есть, однако, одна гипотеза, которая отвечает на этот вопрос и на многие другие вопросы. К тому же татарский народ, обладающий хорошей исторической памятью и до сих пор почитающий булгарские руины Х11-Х111 веков, относится к этой башне со священным благоговением, что вряд ли было бы возможно, если бы башня была построена, и в историческом смысле относительно недавно, русскими архитекторами. Все татарские версии происхождения башни тоже не имеют ответа на один прямой вопрос - почему башню Сююмбеки не постигла после взятия Казани судьба всех остальных архитектурных чудес Казани, почему она не была разрушена завоевателями? Есть, однако, одна гипотеза, которая отвечает на этот вопрос и на многие другие вопросы.
В 1487 году, после длительной гражданской междоусобицы, на казанский трон с решающей военной и политической помощью Великого Князя Московского Ивана Третьего воссел юный хан Мухаммед Эмин. Мухаммед Эмин воспитывался в городе Касимове, а затем в Москве, и Иван Третий относился к нему как к приемному сыну, хотя согласно существовавшим отношениям между Москвой и Казанью был всего лишь вассалом и данником юного претендента на казанский трон. Царствование хана Мухаммед Эмина положило конец периоду кровавых междоусобиц и продолжалось с некоторыми перерывами в течение 21 года, а сам хан прославился в истории как просвещенный государь, поэт и покровитель искусств В 1487 году, после длительной гражданской междоусобицы, на казанский трон с решающей военной и политической помощью Великого Князя Московского Ивана Третьего воссел юный хан Мухаммед Эмин. Мухаммед Эмин воспитывался в городе Касимове, а затем в Москве, и Иван Третий относился к нему как к приемному сыну, хотя согласно существовавшим отношениям между Москвой и Казанью был всего лишь вассалом и данником юного претендента на казанский трон. Царствование хана Мухаммед Эмина положило конец периоду кровавых междоусобиц и продолжалось с некоторыми перерывами в течение 21 года, а сам хан прославился в истории как просвещенный государь, поэт и покровитель искусств
Для Москвы его воцарение тоже стало поворотным пунктом истории, поскольку с этого момента согласно взаимному договору московский государь принял титул "Великого Князя Булгарского", Москва перестала считаться данницей Казани, и этот договор официально положил конец так называемому трехсотлетнему "татарскому игу". Для Москвы его воцарение тоже стало поворотным пунктом истории, поскольку с этого момента согласно взаимному договору московский государь принял титул "Великого Князя Булгарского", Москва перестала считаться данницей Казани, и этот договор официально положил конец так называемому трехсотлетнему "татарскому игу".
B годы, когда опальный Мухаммед Эмин жил в Москве, он был свидетелем возведения Московского Кремля, строительством которого руководил великий итальянский зодчий из Болоньи Аристотель Фиораванти. Легко поверить, что юный и честолюбивый хан, видя, как запечатлевается слава Москвы в камне, проникся известной ревностью к грандиозным сооружениям Московского Кремля, и по своем воцарении в Казани вполне мог попросить Ивана Третьего прислать в Казань итальянского архитектора для увековечения великого мирного союза между Москвой и Казанью. B годы, когда опальный Мухаммед Эмин жил в Москве, он был свидетелем возведения Московского Кремля, строительством которого руководил великий итальянский зодчий из Болоньи Аристотель Фиораванти. Легко поверить, что юный и честолюбивый хан, видя, как запечатлевается слава Москвы в камне, проникся известной ревностью к грандиозным сооружениям Московского Кремля, и по своем воцарении в Казани вполне мог попросить Ивана Третьего прислать в Казань итальянского архитектора для увековечения великого мирного союза между Москвой и Казанью.
Исследования показывают, что строителем башни Сююмбеки, архитектурные черты которой находят свои соответствия в абрисе Кальварии Сан Стефано и башни Пьяцца Маджиоре в Болонье, мог быть либо сам престарелый Аристотель Фиораванти, либо один из его учеников. В пользу этой гипотезы говорят и размеры кирпича, из которого построена башня, полностью соответствующие тому стандарту, который ввел по приезде в Москву Аристотель Фиораванти. Русский стандарт, государственно принятый при Борисе Годунове в конце XVI века, существенно отличается по размерам, и одно это показывает, что башня не могла быть построена в XVII веке русскими зодчими. Исследования показывают, что строителем башни Сююмбеки, архитектурные черты которой находят свои соответствия в абрисе Кальварии Сан Стефано и башни Пьяцца Маджиоре в Болонье, мог быть либо сам престарелый Аристотель Фиораванти, либо один из его учеников. В пользу этой гипотезы говорят и размеры кирпича, из которого построена башня, полностью соответствующие тому стандарту, который ввел по приезде в Москву Аристотель Фиораванти. Русский стандарт, государственно принятый при Борисе Годунове в конце XVI века, существенно отличается по размерам, и одно это показывает, что башня не могла быть построена в XVII веке русскими зодчими.
При этом химический состав кирпича во многом совпадает со структурным составом кирпичей булгарских построек. Таким образом, башня Сююмбеки могла быть построена по проекту итальянского архитектора местными татарскими мастерами в годах и сохранилась после захвата Казани Иваном Грозным потому, что для Ивана Грозного она действительно служила не только очень удобной дозорной башней, но и символом того, что московские войска Ивана Третьего уже бывали в Казани в XV веке. Так ли иначе, башня Сююмбеки - это еще одна тайна зачарованной столицы, бережно хранимая в истории Казанского Кремля. При этом химический состав кирпича во многом совпадает со структурным составом кирпичей булгарских построек. Таким образом, башня Сююмбеки могла быть построена по проекту итальянского архитектора местными татарскими мастерами в годах и сохранилась после захвата Казани Иваном Грозным потому, что для Ивана Грозного она действительно служила не только очень удобной дозорной башней, но и символом того, что московские войска Ивана Третьего уже бывали в Казани в XV веке. Так ли иначе, башня Сююмбеки - это еще одна тайна зачарованной столицы, бережно хранимая в истории Казанского Кремля.
Со стороны Казанки к башне Сююмбеки примыкает Дворцовая церковь, возведенная на фундаменте средневековой Муралеевой Мечети. Рядом расположен губернаторский дворец, ныне резиденция Президента Республики, построенный в середине XIX века. В этой же старейшей части кремля находятся здания губернской канцелярии и консисторские здания. Весь этот комплекс зданий располагается на территории бывшего ханского дворца, а позднее, "государева или оберкомен-дантского двора". В'езд в кремль со стороны Казанки проходит через старинную, возведенную еще в средние века Тайницкую (Муралееву) Башню, с балкона которой открывается широкий впечатляющий вид на речные плесы Большой Волги, дамбы и набережные, мосты через Казанку и панораму новых заречных районов города. Со стороны Казанки к башне Сююмбеки примыкает Дворцовая церковь, возведенная на фундаменте средневековой Муралеевой Мечети. Рядом расположен губернаторский дворец, ныне резиденция Президента Республики, построенный в середине XIX века. В этой же старейшей части кремля находятся здания губернской канцелярии и консисторские здания. Весь этот комплекс зданий располагается на территории бывшего ханского дворца, а позднее, "государева или оберкомен-дантского двора". В'езд в кремль со стороны Казанки проходит через старинную, возведенную еще в средние века Тайницкую (Муралееву) Башню, с балкона которой открывается широкий впечатляющий вид на речные плесы Большой Волги, дамбы и набережные, мосты через Казанку и панораму новых заречных районов города. Дворцовая церковь Дворцовая церковь