Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- Урок-обобщение изученного по теме
Нужно писать приставку ПРИ-, если: -слово обозначает
-слово обозначает
Нужно писать приставку ПРЕ-, если:
Приближение Значение приставки сходно со Присоединение значением « очень » Нахождение рядом Приставка близка приставке пере ( около ) Неполнота действия Конец действия Пишите при Пишите пре
Пр…был, пр…крутил, пр…шил, пр…пятствие, пр…жадный, пр…рвать, пр…клеил, пр…встал, пр…стрелил, пр…станционный.
ПРИКЛОНИТЬ колено ПРЕДАТЬ друга ПРИЗИРАТЬ врага ПРЕКЛОНИТЬ голову ПРИДАТЬ форму ПРИЗРЕТЬ ребенка ?
1. В каком ряду во всех словах выделяется приставка ЗА? А) заросший, залежь, законный. Б) загородный, запить, закатиться. В) заземлённый, замшевый, заикаться. Г) закрасить, занозить, задумчивый.
2. В каком ряду во всех словах выделяется приставка О-? А) огрубелый, осмотреться, оглобля. Б) огарок, огневой, озадаченный. В) оглушить, оглавление, оголодать. Г) оглашать, огуречный, осыпаться.
3. В каком ряду во всех словах выделяется приставка ДО-? А) документ, дошкольный, доработать. Б) догоняющий, дотация, донельзя. В) доисторический, должностной, добросердечный. Г) достроенный, доверху, доломанный
4. В каком ряду во всех словах выделяются приставки ПРЕ- и ПРИ-? А) премилый, преградить, прения Б) пригласить, прикрыть, принцесса. В) пришкольный, призовой, приобрести. Г) престранный, пригорелый, престарелый.
5. Укажите строку, в которой дано неверное объяснение значения приставки: А) Приоткрыть – неполнота действия Б) Прервать- сходно со значением приставки пере- В) Привокзальный – нахождение вблизи Г) Преподавать - приближение
6. Укажите строку, во всех словах которой пишется буква И: А) Пр_ятный, пр_пятствие,пр_красный Б) Пр_ладить, пр_обрести, пр_задуматься В) Пр_морский, пр_близить, пр_образовать Г) Пр_влечь, пр_городный, пр_странный
7. Укажите предложение с орфографической ошибкой: А) Солдатка всхлипнула и замолчала. Б) Прислуживал ему камердинер. В) Пеночка целый день перепархивает в вершинах деревьев. Г) Начальство разщедрилось и стало выдавать по триста рублей.
8. Укажите строку, во всех словах которой пишется одна и та же буква: А) Пр_вратности судьбы, пр_усадебный, пр_мудрый Б) О_гаданный, по_текст, по_бросить В) Ра_крашивать, бе_сонный, и_лечивать Г) Пред_нфарктный, пред_стория, раз_грать
Ответы 1б; 2в; 3г; 4г; 5г; 6б; 7г; 8г. О ош. – «5» 1-2 ош. – «4» 3-4 ош. – «3»
У нас нет непр…ступных гор, непроходимых болот. Пр…подаватель географии предложил нам изучать пр…роду родного края. Однако есть пр…красные живописные уголки, беспр…дельные лесные дали, места, связанные с древними пр…даниями. Наслаждаться красотой пр…роды всегда пр…ятно и проникновенно! Можно ли эти предложения назвать текстом, почему ? Из данных предложений составьте текст (устно). Выпишите слова с пропущенной орфограммой, обозначьте её.
Пр е подаватель Пр и роду Непр и ступных Пр е красные Беспр е дельные Пр е даниями Пр и ятно
У нас нет неприступных гор, непроходимых болот. Дать характеристику предложения Морфемный разбор Неприступных
Мы хлопаем в ладоши, Мы топаем ногами, Качаем головой, Мы руки поднимаем, мы руки опускаем, Мы низко приседаем и прямо мы встаем. Руки вниз, на бочок. Разжимаем в кулачок. Руки вверх и в кулачок, разжимаем на бочок. На носочки поднимайся, Приседай и выпрямляйся. Ноги вместе, ноги врозь.
На «5» 1. Ст…реть с лица земли. Разнести в щепки. __________________ 2. Закусить губу. Набрать в рот воды. ________________ 3.Пятое колесо в телеге. ______________ 4. Становиться поперек дороги. ________ 5.Петь дифирамбы. _________________ Справка: пр…граждать дорогу; пр…дать огню и мечу; пр…возносить до небес; не пр…шей, не пр…стегни; пр…кусить язычок. Прочитайте фразеологические обороты и справку к ним. Сформулируйте задание и выполните его. Сгруппируйте во фразеологических оборотах слова с приставкой, которые пишутся всегда одинаково, и с приставками на з- и с-. На «4» 1. Пр…шлось не по вкусу - _______________ 2. Пр…кусить язык - ____________________ 3. Пр…держать язык - __________________ 4. Пр…дать огню и мечу - _______________ 5. Камень пр…ткновения - ______________ Определите лексическое значение фразеологизмов, запишите одним – двумя словами. Вставьте пропущенную орфограмму. С одним из фразеологизмов составьте предложение.
На «5» 1. Ст е реть с лица земли. Разнести в щепки. Предать огню и мечу. 2. Закусить губу. Набрать в рот воды. Прикусить язычок. 3.Пятое колесо в телеге. Не пришей, не пристегни. 4.Становиться поперек дороги. Преграждать дорогу. 5.Петь дифирамбы. Превозносить до небес. 1.Слова с приставкой, которые пишутся всегда одинаково: стереть, закусить, набрать, поперёк 2.Слова с приставками на з- и с-: разнести, превозносить. На «4» 1.Пр и шлось не по вкусу - не понравилось 2. Пр и кусить язык - замолчать 3.Пр и держать язык – поменьше говори 4. Пр е дать огню и мечу - уничтожить 5. Камень пр е ткновения - помеха
Магический квадрат 1.Пр…остановить, пр…пятствие, пр…вращение, пр…мудрый, пр…топтывать. 2.Пр…думать, пр…успевать, пр…пираться, пр…общить, пр…цепить. 3.Пр…теснять, пр…кратить, пр…готовить, пр…одолеть, пр…брежный. 4.Пр…шить, пр…станционный, пр…ступник, пр…дание, пр…нуждать. 5.Пр…глядывайтесь, пр…дательство, пр…поднести, пр…следовать, пр…чесать Соедините все буквы И, у вас должна получиться одна большая буква И.
ВОТ И ПРАВИЛУ КОНЕЦ, А КТО ПОНЯЛ - МОЛОДЕЦ! (Всем молодцам в награду- сказку на усладу!) ВОТ И ПРАВИЛУ КОНЕЦ, А КТО ПОНЯЛ - МОЛОДЕЦ! (Всем молодцам в награду- сказку на усладу!)
Итоги урока Уметь формулировать… правило о правописании –е,-и в приставке пре-, при-. Наши цели: Научиться применять это правило для написания слов с приставкой пре-, при-. Мы смогли