РЕАНИМАЦИЯ НОВОРОЖДЕННЫХ: организационные аспекты, температурный режим, кожная стимуляция, отсасывание слизи и мекония, выбор положения
РЕАНИМАЦИЯ НОВОРОЖДЕННЫХ новорожденный Каждый новорожденный имеет право на реанимацию! Успех и качество реанимации зависит от опыта и готовности персонала, наличия реанимационных средств и медикаментов, которые всегда должны быть доступны в родильном зале. Реанимация новорожденного не может быть неожиданной и (или) импровизованной!
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ Ответственный человек за реанимацию новорожденного в родзале из состава персонала : Ответственный человек за реанимацию новорожденного в родзале из состава персонала : непосредственно организует реанимацию; непосредственно организует реанимацию; организует обучение персонала; организует обучение персонала; отвечает за наличие в родзале реанимационных схем, списка угрожающих состояний и другой методической литературы; отвечает за наличие в родзале реанимационных схем, списка угрожающих состояний и другой методической литературы; обсуждает с персоналом неудачные случаи реанимации. обсуждает с персоналом неудачные случаи реанимации.
Ответственное лицо за подготовку и уход реанимационного места в родильном зале: Ответственное лицо за подготовку и уход реанимационного места в родильном зале: это может быть акушерка или врач; это может быть акушерка или врач; ежедневно (!) проверяет наличие и состояние средств реанимации, одноразовых средств и медикаментов; ежедневно (!) проверяет наличие и состояние средств реанимации, одноразовых средств и медикаментов; заполняет заранее приготовленный протокол. заполняет заранее приготовленный протокол. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ
Протокол реанимации новорожденного: Протокол реанимации новорожденного: его должен (должны) заполнять человек, ответственный за организацию процесса реанимации. его должен (должны) заполнять человек, ответственный за организацию процесса реанимации.
Список ( в родзале) угрожающих состояний, во время которых неонатолог обязан присутствовать при родах; Список ( в родзале) угрожающих состояний, во время которых неонатолог обязан присутствовать при родах; Схема реанимации новорожденного, список и дозы медикаментов, размеры интубационных трубок ( в родзале); Схема реанимации новорожденного, список и дозы медикаментов, размеры интубационных трубок ( в родзале); ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ
Чистые ли околоплодные воды? Плачет ли, дишит ли ? Хороший ли мышечный тонус? Розовые ли кожные покровы? Доношенный ли ребенок? Обеспечте тепло; Уложите ребенка в правильное положение, очистите дыхат. пути;* Протрите, стимулируйте, поправте положение головы; Дайте кислород (если нужно). Оцените дыхание, сердечную деятельность и цвет кожи Проводите вентиляцию под положит. давлением* Начинайте наружный массаж сердца ввелите адреналин * * Подумать о необходимости эндотрахеальной интубации Контрольное время Рождение ребенка Оценка A B C D НЕТ Aпное или ЧСС
Должно быть хорошо освещено и подогрето; Должно быть хорошо освещено и подогрето; Место для удобной работы 2-3 человек; Место для удобной работы 2-3 человек; Источник кислорода с измерителем потока (ещо лучше - источник кислородно-воздушной смеси с измерителем потока); Источник кислорода с измерителем потока (ещо лучше - источник кислородно-воздушной смеси с измерителем потока); Часы, расположены на удобном и видном месте, с механизмом запуска и остановки; Часы, расположены на удобном и видном месте, с механизмом запуска и остановки; Удобно (под рукой) расположены средства реанимации; Удобно (под рукой) расположены средства реанимации; Расположены в видном месте (перед глазами) схемы реанимации, список и дозы медикаментов, размеры интубационных трубок и тд. Расположены в видном месте (перед глазами) схемы реанимации, список и дозы медикаментов, размеры интубационных трубок и тд. МЕСТО ДЛЯ РЕАНИМАЦИЯ НОВОРОЖДЕННЫХ
ПЕРВЫЕ ШАГИ
Есть ли меконий в околоплодных водах? Есть ли меконий в околоплодных водах? Дышит/плачит ли ребенок? Дышит/плачит ли ребенок? Активный или вялый (каков мышечный тонус)? Активный или вялый (каков мышечный тонус)? Каков цвет кожных покровов (розовый/цианотичный)? Каков цвет кожных покровов (розовый/цианотичный)? Доношенный или недоношенный? Доношенный или недоношенный? ПЕРВЫЕ ШАГИ
Обеспечить тепло; Обеспечить тепло; Уложить в правильное положение; Уложить в правильное положение; Обеспечить проходимость дыхательных путей (отсосать содержимое дыхательных путей); Обеспечить проходимость дыхательных путей (отсосать содержимое дыхательных путей); Выполнить тактильную стимуляцию; Выполнить тактильную стимуляцию; Дать дышать кислород; Дать дышать кислород; ПЕРВЫЕ ШАГИ
ПОДДЕРЖАНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА Холодовой стресс: Увеличивает смертность новорожденных; Увеличивает смертность новорожденных; Способствует возникновению внутрижелудочковых кровоизлияний и язвено-некротического энтероколита; Способствует возникновению внутрижелудочковых кровоизлияний и язвено-некротического энтероколита; Увеличивает вероятность апное; Увеличивает вероятность апное; Резко увеличивает потребление кислорода и энергии; Резко увеличивает потребление кислорода и энергии;
ПОТЕРЯ ТЕПЛА Пути потери тепла: Kондукция Kондукция Kонвекция Kонвекция Испарение Испарение Излучение Излучение
Контакт с холодными или мокрыми предметами Весы Рентгеновскиекасеты Подогреть весы и рентгеновские касеты Осторожно использовать обогреватель Потеря тепла путем Накрыть весы теплой пеленкой кондукции © S.T.A.B.L.E. ® 2001 © S.T.A.B.L.E. ® 2001
Сквозняки и холодный воздух Потеря тепла путем Отодвинуть от сквозняков Поднять дверце столика Закрыть дверце инкубатора Повысить комнатную температуру конвекции © S.T.A.B.L.E. ® 2001 © S.T.A.B.L.E. ® 2001
Роды, купание, мокрые пеленки Хорошо протереть Сменить мокрые пеленки Осторожно использовать обогреватель Потеря тепла путем Не купать ребенка с признаками нарушенной адаптации © S.T.A.B.L.E. ® 2001 © S.T.A.B.L.E. ® 2001 испарения
Холодные окна и стены Инкубатор с двойными стенками Отодвинуть инкубатор от стен и окон Использовать автоматическую регуляцию температуры (не ручную) Потеря тепла путем © S.T.A.B.L.E. ® 2001 © S.T.A.B.L.E. ® 2001 излучения
ОСОБЕННОСТИ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ Повышенныетеплопотери Большая поверхность тела по сравнению с массой Тонкая, прозрачная кожа Очень тонкий подкожный жировой слой (практически отсутствует) Снижен метаболический ответ на холодовой стресс Незначительное количество бурого жира, основного источника теплопродукции
КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ТЕПЛОПОТЕРИ НОВОРОЖДЕННОГО? В родильном зале: В родильном зале: Родильный зал должен быть теплым (24-29 О С) (конвекция): Родильный зал должен быть теплым (24-29 О С) (конвекция): чем меньше ребенок, тем выше температура окружающей среды; чем меньше ребенок, тем выше температура окружающей среды; Предварительно согрейте пеленки/полотенца (кондукция, излучение); Предварительно согрейте пеленки/полотенца (кондукция, излучение); Уложите ребенка под источник лучистого тепла (конвекция); Уложите ребенка под источник лучистого тепла (конвекция); Насухо вытерите ребенка и удолите мокрые полотенца (испарение); Насухо вытерите ребенка и удолите мокрые полотенца (испарение); Наденьте шапочку на голову (испарение, излучение); Наденьте шапочку на голову (испарение, излучение);
КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ТЕПЛОПОТЕРИ НОВОРОЖДЕННОГО? Температура окружающей среды Масса тела (кг) 29,5 О С 26,5 О С 24 О С 1,5-2 первые 2 дня жизни с 3 дня жизни с 3 недели жизни 2-3 первая неделя жизни со 2 недели жизни 3 и > первый день жизни со 2 дня жизни Необходимая температура окружающей среды для поддержания нормальной температуры тела ребенка
ПОЛОЖЕНИЕ РЕБЕНКА
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОХОДИМОСТИ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ Рутинное отсасывание слизи из рото- или носоглотки не показано всем новорожденным детям; Отсасывайте в первую очередь изо рта, а потом – из носовой полости; Отсасывать осторожно, стараясь избежать стимуляции n. vagus! В первую очередь - изо рта Потом – из носовой полости
ТАКТИЛЬНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ Вытирание ребенка полотенцем; Вытирание ребенка полотенцем; Растирание спины, туловища или конечностей; Растирание спины, туловища или конечностей; Пощелкивание стоп; Пощелкивание стоп; НЕ ТЕРЯТЬ ВРЕМЯ на тактильную стимуляцию, если ребенок вялый и не дышит! НЕ ТЕРЯТЬ ВРЕМЯ на тактильную стимуляцию, если ребенок вялый и не дышит! Приемлемые способы тактильной стимуляции
ТАКТИЛЬНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ Не приемлемые способы тактильной стимуляции Опасные приемы Возможные последствия Постукивание по спине Кровоизлияния (синяки) Сжатие грудной клетки Переломы ребер, пневмоторакс, нарушения дыхания Прижимание бедер к животу Разрыв печени, селезенки Расширение анального сфинктера Разрыв анального сфинктера Использование горячих/холодных компрессов, ван Гипертермия, гипотермия, ожоги Встряхивание ребенка Повреждение головного мозга
МЕКОНИЙ В ОКОЛОПЛОДНЫХ ВОДАХ Отсасывание содержимого ротоглотки при рождении головы или сразу после рождения (до начала самостоятельного дыхания); Отсасывание содержимого ротоглотки при рождении головы или сразу после рождения (до начала самостоятельного дыхания); Если используете катетер, он должен иметь достаточно большой диаметр; Если используете катетер, он должен иметь достаточно большой диаметр; НЕ ИНТУБИРОВАТЬ, если: НЕ ИНТУБИРОВАТЬ, если: ребенок доношенный, родившийся натуральным путем; ребенок доношенный, родившийся натуральным путем; ребенок активный и плачит; ребенок активный и плачит;
МЕКОНИЙ В ОКОЛОПЛОДНЫХ ВОДАХ ИНТУБИРОВАТЬ, если ИНТУБИРОВАТЬ, если густой меконий, густой меконий, ребенок вялый, ребенок вялый, недоношенный, недоношенный, имеется апное или/и брадикардия имеется апное или/и брадикардия
МЕКОНИЙ В ОКОЛОПЛОДНЫХ ВОДАХ Интубировать трахею, присоединив к интубационной трубке аспиратор; Интубировать трахею, присоединив к интубационной трубке аспиратор; Густой меконий может не пройти через отсосный катетер; Густой меконий может не пройти через отсосный катетер; При необходимости, процедуру повторите; При необходимости, процедуру повторите;