Ответственное отцовство: новые идеологии и практики Шальман Ксения 4 курс факультета социологии НИУ-ВШЭ (СПб) НУГ "Семья и социальные неравенства"
Ответственное отцовство: идеология и способы (вос)производства Ответственное отцовство появляется во второй половине 20 века Ответственное отцовство как альтернатива традиционной модели родительства Гендерное равенство, большее вовлечение мужчин в заботе о ребенке
Папа-школа Проект общественной организации «Северный путь» Появляется в конце 2007 г., 6 площадок Папа-школу создали мужчины, объединенные идеей ответственного отцовства Это встречи для мужчин, которые ожидают рождение детей и имеющих детей в возрасте до года Это способ социализации мужчины в новой роли
Эмпирическая база исследования 5 полустандартизированных интервью: 2 интервью с модераторами папа-групп 3 интервью с участниками (папами) папа- групп Поиск информатов с помощью метода «снежного кома» Гид включал блоки вопросов об истории создания организации, личном опыте участия, опыте отцовства, ценностях и практиках отцовства
Организация занятий в папа-школе Занятия для будущих отцов Курс составляет от 4 до 8 занятий Занятия ведут мужчины-модераторы Встречи проходят в виде дискуссии, обмена опытом между участниками Работа проводится в сотрудничестве с женскими консультациями (участие врачей как экспертов, способ рекрутирования участников)
Практики ответственного отцовства Гендерное равенство, равное участие мужчины и женщины в заботе о ребенке Совместные роды Роль активного родителя Сфера для самореализации мужчин
Портрет типичного участника папа-школы Мужчина в возрасте от 25 до 40 лет Женат Высшее образование Узнал о папа-школе от супруги Оценивает свой личный опыт участия в папа-школе как положительный
Что значит быть ответственным отцом? Осмысленное стремление к роли ответственного отца «В папа-школу приходят уже ответственные отцы. Человек берет два часа воскресенья и идет не куда-нибудь, а идет в группу общаться по поводу отцовства будущего. Наверное, для этого нужно иметь определенную зрелость.» Сергей, 31 год Ценность заботы о ребенке выше экономических возможностей отца «Ребенку в возрасте до пяти то лет.., ему не нужны никакие деньги, ему нужно общение, ему нужно, чтобы родители были рядом, вот. Поэтому(роль отца заключается) в этом, быть рядом, помогать, учить, объяснять, рассказывать, баловать, когда надо.» Влад, 36 лет
Что значит быть ответственным отцом? Постоянный контакт с ребенком ведет к взаимопониманию «Мы её (дочку) понимаем, и это так и говорится, что если родители общаются постоянно с ребенком, постоянно массажики, так всякие упражнения, какие-то развивалки.., т.е. постоянный контакт идет у родителя и ребенка, он начинает его уже понимать, что он хочет кушать, он хочет пить..» Максим, 27 Позитивное ощущение отцовства «Это же просто как минимум интересно придти вечером домой, своего ребенка на руках подержать, поговорить с ним. Пусть он ничего не понимает, на тебя глазами смотрит, соску сосет… По крайней мере, эмоциональное что ли состояние своё же улучшиться...» Иван, 27
Влияние участия в сообществе на формирование «ответственного отцовства» Психологическая поддержка «Ну, действительно, можно назвать это психологической помощью, в плане том, что, чтобы понять, ты не один, вокруг много таких, с такими же мыслями.» Владислав,36 лет Совместные роды «Действительно, я вот, пережив это(совместные роды), я прекрасно понимаю, что если этого не было, то я был бы очень многого лишен.» Иван, 27 лет
Влияние участия в сообществе на формирование «ответственного отцовства» Активное участие в работе по дому «Это я супруге помогаю, там, целиком и полностью... И в этот период, естественно, я делал вообще всё, всё по дому, и убирал, и мыл, и стирал, и гладил, и всё, всё вообще...» Максим, 27 лет Ценность взаимопонимания и построения доверительных отношений с ребенком «Я считаю, что с ребенком нужно стать другом, это все понятно…Но ребенку нужно всегда давать понимать, что он тебе нужен.» Владислав, 36 лет
Эмпирическая база исследования(2). Анализ 30 интервью с родителями (дети в возрасте 0-16 лет): 15 с мужчинами; 15 с женщинами.
Практики ответственного отцовства: Активная подготовка к рождению ребенка; Совместные роды; Использование отпуска по уходу за ребенком; Включенность в ежедневную заботу и уход о ребенке; Активное участие в жизни ребенка, в случае развода супругов.
Активная подготовка к рождению ребенка. Физическая и моральная поддержка супруги во время беременности Муж поддерживал и морально и вся часть, эм, скажем так, каких-то тяжелых домашних забот и хлопот тоже была полностью на его плечах. Естественно, это и моральная и физическая поддержка. (Ж., 27 лет) Ну, мы вместе ездили, покупали кроватку, все вот такие подготовки. Я ехала из бассейна, он сидел ждал меня в какой-то кафешке и по телефону сидел в интернете и искал, смотрел на форумах, читал какие соски и бутылочки нужно покупать. (Ж., 22 года) Самостоятельная подготовка к рождению ребенка(книги, курсы и т.д.) «Ну, я также читал книжки какие-то…, журналы какие-то брали там, в тех же родильных домах, еще где-то, Я покупал иногда журналы всякие детские…»(М., 38 лет)
Совместные роды. Добровольное участие отца в родах как сознательный гендерный проект. « Я участвовал в процессе родов. Видел, как мои дети появлялись на свет. И Машу я принял на руки, и видел ее раньше, чем мама. И младшего своего сына тоже.»(М.,43 года) «Вопрос то стоял не в том, чтобы просто смотреть и подглядывать, а в том, что присутствовать, поддерживать совместно, морально и физически. Мне, конечно, тоже хотелось быть рядом»(М., 42 года) Вынужденное участие или формальное присутствие отца при родах. «Да нет, я бы наверное, ушел в соседнюю палату да и всё, дожидался бы там. Вот. А так я поприсутствовал, за ручку подержал, ну так она сказала, что ей да, то, что мое присутствие…, что я рядом находился, все такое…ей это как-то помогло. Собственно всё.»(М.,45 лет)
Включенность в ежедневную заботу и уход о ребенке. Предоставление женщине свободного от выполнения материнских обязанностей времени (купание, кормление, прогулки, переодевание и т.д.). «Если мне надо куда-то отлучиться, то он обязательно посидит с ребенком, играют они вместе, балуются, конечно, много, озоруют. Но покормить он его может, не все папы это могут. Даже поменять памперсы он все у меня это умеет, в принципе помогает мне, как только может.» (Ж., 27) Эмоциональное измерение заботы. «Суть в том, что он был безумно счастлив, он ощутил вот эту связь с ребенком.» (Ж., 26)
Гендерный анализ практик ответственного отцовства: Женщины: Высоко оценивают «ответственность» партнеров; Нуждаются в эмоциональной поддержке партнеров; Нуждаются в фрагментарном освобождении от материнских обязанностей. Мужчины: Ценят свой вклад в материальное обеспечение семьи; Ситуативная готовность разделения домашней работы; Считают, что первые полгода ребенок не нуждается в отце.
Политика в отношении отцовства Политика «двойных стандартов»; Разрыв между декларируемым гендерным равенством в сфере родительства и отсутствием правоприменения и механизмов поддержки модели «ответственного» отцовства; Потребность в организациях, ориентированных на (вос)производство модели «ответственного» отцовства.
(Вос)производство практик «ответственного» отцовства Фрагментарное производство практик «ответственного отцовства»; Запрос со стороны образованных мужчин среднего класса; Желание быть более «ответственным» ограничено существующей политикой в отношении отцовства.
Спасибо за внимание!