Социальное предпринимательство – естественный путь развития некоммерческого сектора Жуков Андрей Алексеевич, Пермская общественная организация Центр социальных инициатив г. Пермь, ул. Орджоникидзе, 12, 4 этаж, оф. 401 тел. (342)
Эволюция НКО за 20 лет От «общественников» к общественной деятельности Некоммерческий сектор как отрасль
Характерная черта как отрасли – производство – чего? Социальных услуг – населению, обществу Ценностей (в том числе и через социальные услуги, но не только)
Социальная услуга СОЦИАЛЬНАЯ УСЛУГА – действие (комплекс действий, деятельность), направленное на удовлетворение потребностей физического лица и/или группы, не влекущее возникновения материального вещественного результата и ориентированное на повышение уровня жизни, благосостояния и жизнеобеспечения КЛИЕНТ – заказчик или получатель услуги
Социальное предпринимательство СОЦИАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ – субъект, осознающий некоторую социальную проблему и использующий принципы предпринимательства для организации предприятия и управления им с целью решения этой проблемы / производства социального изменения. Для СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА характерно сочетание социально-ориентированной цели и предпринимательского характера деятельности.
Опасение со стороны НКО «Идите в рынок и зарабатывайте любым путем (например, брать деньги с населения)»…
Опасение со стороны власти «Неужели надо все услуги из муниципального реестра (образование, здравоохранение, социальная защита, спорт и т.п.) отдать этим НКО»…
Специфическая ситуация с оказанием социальных услуг в России Фрагментарность в виде проектной деятельности Минимальная затратность для бюджетов Ситуация с «автономными учреждениями»
Риски проектной деятельности Фрагментарность деятельности Трансформация конкурсов в «поддержку» НКО Типизация проектов Отсутствие долгосрочного планирования
«Удобство» бесплатности или малой стоимости Для НКО – меньшая ответственность Для власти и бизнеса – «управляемость» НКО
Власть и социальное предпринимательство «некий, отгороженный от экономической реальности, особый сегмент жизни общества» 1) игнорирование некоммерческого сектора как реального производителя услуг 2) попытки создать тепличные условия для «слабых» НКО, что в условиях малейшей бюджетной нестабильности обрушивает всю социальную периферию в местных сообществах Мы хотим работать, чтобы заработать
НКО и социальное предпринимательство Оказание более полных и качественных социальных услуг, по сравнению с учреждениями и органами власти Меньшее по сравнению с ними же количество социальных услуг, и их другой состав Острый недостаток ресурсов Недостаток квалифицированного менеджмента
Можете ли Вы согласиться с утверждением, что проблемы развития НКО совпадают с проблемами развития малого бизнеса?
Оценка динамики объема социальных услуг
Власть и социальное предпринимательство «некий, отгороженный от экономической реальности, особый сегмент жизни общества» 1) игнорирование некоммерческого сектора как реального производителя услуг 2) попытки создать тепличные условия для «слабых» НКО, что в условиях малейшей бюджетной нестабильности обрушивает всю социальную периферию в местных сообществах Мы хотим работать, чтобы заработать
Некоторые выводы - НКО Зрелость НКО в плане осознания рыночных реалий. Несмотря на сохранение иждивенческих настроений, не они сейчас определяют общую тенденцию развития НКО. Происходит поколенческий сдвиг, к существующим ценностям добавляющий здоровый прагматизм и рыночную ориентацию.
Некоторые выводы - Ситуация отсутствии радикальных шагов в реформировании социальной сферы в широком смысле не приходится ожидать существенного роста участия НКО на рынке социальных услуг позиция власти является определяющей на данном этапе развития гражданского общества
Некоторые выводы - Власть включение в систему заказа на услуги исторически сложившихся видов таких услуг, наиболее развитых в НКО: консультирование, обучение, трансляция решений власти, отдельные виды социальной поддержки, организация мероприятий
Чтобы НКО устойчиво финансироваться из бюджета, услуга должна быть описана и стандартизирована, был понятен процесс управления оказанием услуг
Принципиальное предложение Не только конкурсы социальных проектов Не только заказ на услуги по ФЗ-94 Не только муниципальная помощь в субсидировании аренды НО И ЦЕЛЕВЫЕ СУБСИДИИ НКО: экспертная деятельность, консалтинг, информационные сети, обучение.
Задача государства - создание условий для развития гражданского общества. Люди, неравнодушные к тому, что происходит вокруг, должны иметь все возможности для реализации своих благородных устремлений.
Во-первых, будет введён институт социально ориентированных некоммерческих организаций. Те, кто получит соответствующий статус, смогут рассчитывать на прямую поддержку государства. Органы власти смогут оказывать таким некоммерческим организациям финансовую, информационную и консультационную помощь. Но не только это. Предоставлять им, что не менее важно, налоговые льготы, размещать у них государственные и муниципальные заказы. Будут вправе передавать таким некоммерческим организациям имущество для использования в их деятельности.
А также мы намерены освободить от налога материальную помощь, оказываемую благотворительными и некоммерческими организациями детям, которые остались без попечения родителей, а также инвалидам.
Во-вторых, от налога на добавленную стоимость будут освобождены услуги некоммерческих организаций по уходу за больными, за инвалидами, за престарелыми, социальное обслуживание детей-сирот и оставшихся без попечения родителей.
А также не будут облагаться налогом на прибыль гранты на поддержку программ охраны здоровья, развития физкультуры и массового спорта.
В-третьих, будут доработаны и приняты нормы, регулирующие благотворительную деятельность. Её целями, в частности, будут признаны: социальная реабилитация детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказание юридической помощи, содействие научно-техническому творчеству детей и молодёжи, а также благотворительности и добровольчеству
В-четвертых, следует дополнить понятие «пожертвование», которое закреплено в Гражданском кодексе, указанием на безвозмездное выполнение работ и оказание услуг.
12 ноября 2009 года, Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации