Модель взаимодействия специалистов при коррекции речи
Ребенок Модель взаимодействия специалистов при коррекции речи Учитель Медицинский блок Педагог- психолог Учитель- логопед Воспитатель Инструктор по физкультуре Музыкальный работник Педагоги ДО
Модель взаимодействия специалистов при коррекции речи Учитель Медицинский блок Педагог- психолог Учитель- логопед Воспитатель Инструктор по физкультуре Музыкальный работник Педагоги ДО Ребенок
Тематические консультации, анкетирование Педсовет, круглый стол Формы взаимодействия учителя-логопеда с педагогическим коллективом Теоретические и практические семинары Практические тренинги, деловые игры Взаимное посещение занятий (уроков) с последующим анализом Психолого-медико-педагогический консилиум Индивидуальные беседы и консультации Расширенные заседания м/о учителей-логопедов
Коррекционная работа воспитателя группы (класса)
Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики Развитие способности использовать имеющие навыки связной речи и различных ситуациях общения Коррекционные задачи воспитателя Активизация и обогащение словарного запаса детей Развитие внимания, памяти, логического мышления Повседневный контроль за речевой деятельностью детей на каждом этапе коррекционного процесса Закрепление в свободной самостоя- тельной речи детей навыков правиль- ного произношения звуков, грамматического оформления речи
Обследование различных видов деятельности детей Основные направления коррекционной работы воспитателя Создание условий, способствующих активизации речи детей Коррекционная работа вне занятий Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия по программе Логопедический час
Логопед Определяет пассивный и активный словарь для занятий и свободного от занятий времени Разграничение функций логопеда и воспитателя в процессе работы по лексической теме На фронтальных занятиях знакомит детей с каждой новой лексико-грамматической категорией Пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей в процессе режимных моментов Проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим и с художественной литературой с учетом лексических тем Воспитатель
Экран звукопроизношения детей Фамилия, имя ребенка с с'с' з з'з' цшжщчр р'р' л л'л' йгкх Реч. диагноз
Организация работы учителя. Некоторые коррекционно- логопедические приемы на уроках в начальной школе
Формирование необходимых знаний для развития устной и письменной речи Коррекционные задачи учителя Формирование положительных навыков общего и речевого поведения, закрепление навыков пользования доступной, активной, самостоятельной речью Коррекционные задачи учителя
Речевой профиль класса
Памятка для учителя по исследованию нарушений письма и чтения
Всесторонне развивать личность обучающихся Учитывать структуру речевого дефекта Единые требования к уроку (занятию) Учитывать возрастные особенности детей Добиваться прочности приобретенных знаний и навыков Осуществлять индивидуальный подход Обучение носит воспитывающий характер Предъявлять программные требования с учетом возможных специфических ошибок Использовать наглядные, игровые методы и приемы Единые требования к уроку (занятию)
Согласование логопедических занятий с программами по родному языку и чтению Взаимосвязь логопеда и учителя Использование логопедических приемов в структуре урока ЛогопедУчитель Единые требования логопеда и учителя к речи обучающихся
Работа психологической службы
Коррекция и развитие познавательных психических процессов Коррекционные задачи педагога-психолога Развитие психологической базы речи Коррекция и развитие эмоционально- волевой и личностной сферы Формирование навыков эффективного общения, адекватного отношения к речевому дефекту
Использование коррекционных психологических и логопедических методов и приемов на занятиях Взаимосвязь логопеда и психолога Совместное планирование занятий, составление совместных программ коррекционной работы с детьми, требующими повышенного педагогического внимания ЛогопедПсихолог Совместное проведение семинаров и консультаций
Модально-специфический ( зрительный, слуховой и тактильный) Кинетический (динамические процессы) Базисные психологические факторы Кинестетический (сенсомоторные взаимодействия) Межполушарного взаимодействия (визуализация, интеллектуальные, мнестические, речевые процессы, перекрестные движения) Энергетического обеспечения ( дыхательные упражнения, массаж, релаксация, растяжки) Пространственный (телесное и внешнее пространство, квазипространство) Произвольной регуляции психической деятельности (программирование, целеполагание, самоконтроль, внимание, причинно-следственные отношения, коммуникативные навыки)
Литература по данной теме
Литература Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография. – Ростов-на-Дону: «Феникс», Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис- пресс, Кузнецова Я.В. Рабочая тетрадь логопеда и воспитателя коррекционных групп. - Ростов-на- Дону: «Феникс», Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. – М.: АРКТИ, Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: Речь, Логопедия в школе: практический опыт./ Под ред. В.С. Кукушина, 2005.
Спасибо за внимание