1 Денисов Леонид Анатольевич «Новые технологии и подходы к вопросу формирования здорового образа жизни населения России» ПМГМУ им. И.М. Сеченова, профессор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Денисов Леонид Анатольевич «О реализации в Зеленоградском административном округе г.Москвы Проекта по формированию здорового образа жизни населения с использованием.
Advertisements

Основные функции Центра здоровья для детей. Центры здоровья для детей создаются на функциональной основе на базе амбулаторно- поликлинических отделений.
Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19 августа 2009 года 597н «Об организации деятельности Центров здоровья по формированию здорового.
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
Г ОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ.
Учитывать возрастные особенности детей. Создать условия для формирования здорового образа жизни. Совершенствовать формы работы педагогов по формированию.
О КОРРЕКТИРОВКЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ПРИКАЗОМ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ОТ О.О. Хроменкова,
1 Общешкольное родительское собрание «Формирование здорового образа жизни» МОУ «Губинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов.
МБОУ СОШ 1 г.Павлово 2011 год. АНКЕТИРОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ «Нравится ли тебе, как готовят в школьной столовой?»
1.Организация воспитательно-образовательной работы с детьми в адаптационный период (оздоровительные и коррекционные мероприятия с детьми со сложной адаптацией);
1 Актуальные задачи профилактической медицины в здравоохранении Рожнев Е.В. Заместитель министра здравоохранения Пермского края.
Центр здоровья Курортного района: Функции, структура, организация работы (на основании приказа Минздравсоцразвития 597н). Руководитель Центра Здоровья.
Общественное здоровье – современная парадигма улучшения жизни через профилактику и предотвращение заболеваемости Aнжела Чобану, Национальный Центр Общественного.
Оценка эффективности деятельности общеобразовательных учреждений по итогам комплектования-2010 Л.Е. Загребова, руководитель Тольяттинского управления министерства.
Разработка программ формирования здорового образа жизни для школ.
ПРОЕКТ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА ЗДОРОВЬЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ.
Проблемы ОУ, связанные с заботой о здоровье детей 1. Учебные нагрузки учащихся 2. «Школьные стрессы» 3. Распространение среди учащихся вредных привычек.
РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ В.А.Ламанов, ректор ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования»
Организация питания школьников города Иванова в учебном году. Проблемы и пути решения.
Выполнила работу Бокова Наталия Николаевна. Учитель начальных классов МОУ СОШ 10 Г. Люберцы, Московская область.
Транксрипт:

1 Денисов Леонид Анатольевич «Новые технологии и подходы к вопросу формирования здорового образа жизни населения России» ПМГМУ им. И.М. Сеченова, профессор кафедры социальной гигиены и организации госсанэпидслужбы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, д.м.н., главный государственный санитарный врач по Зеленоградскому А.О. г.Москвы 19 мая 2011г. Москва

2 Первоисточник богатства страны – в многочисленном и здоровом населении, в здоровых рабочих руках, в производительной силе здорового человека». Иоганн-Петер Франк ( ):

3 Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении, которая вычисляется по данным демографии и научного прогнозирования по данным ВОЗ на начало ноября 2008 г. Япония Ср.: лет М.: лет Ж.: лет Франция Ср.: лет М.: лет Ж.: лет Швеция Ср.: лет М.: лет Ж.: лет Италия Ср.: лет М.: лет Ж.: 83.2 лет Норвегия Ср.: лет М.: лет Ж.: 82.6 лет Германия Ср.: 79.1 лет М.: лет Ж.: лет Англия Ср.: лет М.: лет Ж.: лет Финляндия Ср.: лет М.: лет Ж.: лет Страны Европейского Союза Ср.: лет М.: лет Ж.: лет Босния и Герцеговина Ср.: лет М.: лет Ж.: 82.19лет Кипр Ср.: лет М.: лет Ж.: лет США Ср.: лет М.: лет Ж.: лет Чехия Ср.: лет М.: лет Ж.: лет Саудовская Аравия Ср.: лет М.: лет Ж.: лет Сербия Ср.: лет М.: 72.7 лет Ж.: лет Китай Ср.: лет М.: лет Ж.: лет Индия Ср.: лет М.: лет Ж.: 71.9 лет Украина Ср.: лет М.: лет Ж.: лет Россия Ср.: лет М.: лет Ж.: 73.1 лет

4 « Мина» замедленного действия была заложена в советское время. Руководство партии и правительства постоянно проявляло «заботу о здоровье советских людей». - «Социалистическое государство – единственное государство, которое берет на себя заботу об охране и постоянном улучшении здоровья всего населения». Программа КПСС - «Делом первостепенной важности партия и государство считает охрану и укрепление здоровья советских людей, увеличение продолжительности их жизни и творческой активности, кардинальное повышение качества медицинской помощи. Забота Компартии и Советского государства о здоровье каждого гражданина отвечает принципам гуманизма и социальной справедливости, служит целям дальнейшего процветания социалистического общества». (Пост. ЦК КПСС и Совмина СССР 1987г.) В этом наша трагедия! Население страны приучено к мысли, что за его здоровье ответственно государство, а все проблемы со здоровьем, кроются в качестве и доступности медицинской помощи. Да и сегодня мы слышим, что низкая продолжительность жизни – результат недоработки системы здравоохранения. « Мина» замедленного действия была заложена в советское время. Руководство партии и правительства постоянно проявляло «заботу о здоровье советских людей». - «Социалистическое государство – единственное государство, которое берет на себя заботу об охране и постоянном улучшении здоровья всего населения». Программа КПСС - «Делом первостепенной важности партия и государство считает охрану и укрепление здоровья советских людей, увеличение продолжительности их жизни и творческой активности, кардинальное повышение качества медицинской помощи. Забота Компартии и Советского государства о здоровье каждого гражданина отвечает принципам гуманизма и социальной справедливости, служит целям дальнейшего процветания социалистического общества». (Пост. ЦК КПСС и Совмина СССР 1987г.) В этом наша трагедия! Население страны приучено к мысли, что за его здоровье ответственно государство, а все проблемы со здоровьем, кроются в качестве и доступности медицинской помощи. Да и сегодня мы слышим, что низкая продолжительность жизни – результат недоработки системы здравоохранения.

5 «В основе профилактической деятельности должно быть утверждение здорового образа жизни каждого человека и всего общества. Сознательное и ответственное отношение к здоровью как к общенародному достоянию должно стать нормой жизни и привычек, воспитание культуры общения, поведения, питания, соблюдение поведения всех советских людей. Это предполагает искоренение вредных режима труда и отдыха, систематические занятия физкультурой и спортом, повышение общей санитарной культуры и гигиенических знаний, гармоничное развитие личности». «Основные направления развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года» (1987г)

6 XI. Расширение социальной базы здравоохранения. Работа по расширению социальной базы здравоохранения должна осуществляться по следующим направлениям: …«создание системы медицинского просвещения и медицинской информации, сотрудничество со средствами массовой информации в популяризации здорового образа жизни, усиление контроля за рекламой продукции медицинской промышленности и услуг медицинского характера». «Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации» (утвержденной постановлением Правительства РФ 1387 от 5 ноября 1997 г. )

7 В это время в стране ликвидируются кабинеты и дома санитарного просвещения, отменяется приказ Минздрава, обязывающий всех медицинских работников «отрабатывать» ежемесячно определенные часы по санитарному просвещению. С экранов телевизора хлынула реклама пепси, сникерсов, жвачки, различного пива… Молодежь повально увлекается употреблением пива, спиртных напитков, наркотиков, табака и различных курительных смесей.

% 10-15% 20-40%25-50%

9 «В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, одним из приоритетов государственной политики должно являться сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи». Проект «Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020г.».

10 Кто должен заниматься формированием здорового образа жизни?

11 Основные нормативные документы по формированию здорового образа жизни: О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения ФЗ-52 ст.5.реализация мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения, пропаганде здорового образа жизни"… О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения ФЗ-52 ст.5.реализация мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения, пропаганде здорового образа жизни"… Положение об осуществлении государственного санитарного надзора в РФ. Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. 569 Положение об осуществлении государственного санитарного надзора в РФ. Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. 569 п. 2. Основными задачами государственного санитарно-эпидемиологического надзора в РФ являются профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний населения РФ, предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, а также гигиеническое воспитание и обучение граждан. Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009г. 413 Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009г. 413 Приказ Минздравсоцразвития от 10 июня 2009г. 302н Приказ Минздравсоцразвития от 10 июня 2009г. 302н Приказ Минздравсоцразвития от 19 августа 2009г. 597н Приказ Минздравсоцразвития от 19 августа 2009г. 597н Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 16 октября 2009г. 1310/114 Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 16 октября 2009г. 1310/114 Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа» от 4 февраля 2010г. Пр- 271 Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа» от 4 февраля 2010г. Пр- 271 Федеральный государственный образовательный стандарт Федеральный государственный образовательный стандарт

12 Слабым звеном остается сам процесс формирования здорового образа жизни. На наш взгляд, в школе этому уделяется второстепенное значение, а в центрах здоровья поликлиник основной упор делается на количестве обследованных пациентов. В школе уроки ЗОЖ проводятся только в 5-х классах –10 и в 10-х – 9 уроков. В 11-х классах проводится только 1 урок ЗОЖ по теме: «Профилактика заболеваний передаваемых половым путем». В остальных классах – это интегрированный курс (биологии, географии, физкультуры и ОБЖ). В 6-х классах на 3 уроках по физкультуре и на 1 по биологии. «Многообразие культурных растений» «проинтегрирована» с «Особенностями подросткового возраста». В 7-х классах ЗОЖ дается на 2 уроках физкультуры и 2 уроках биологии. Интегрируется тема «Класс паукообразных» и «Вредное влияние курения на организм человека», или «Внутреннее строение птиц» и «Особенности подросткового возраста». В 8-х классах на 3-х уроках физкультуры и на 2-х занятиях по химии, тема: «Кислород» интегрируется с «Эпидемиями и эпизоотиями». В 9-х классах о ЗОЖ говорится на 2 занятиях физкультуры и 1 уроке химии. Вот эти 3-4 интегрированных урока в учебном году, где едва ли более 5 минут отводится вопросам ЗОЖ, будут способствовать правильному процессу его формирования?

13 Автономный центр оценки здоровья на основе анкетирования и донозологического обследования Цель донозологической диагностики – оценка и прогнозирование здоровья учащихся и риска развития заболеваний, разработка индивидуальных рекомендаций по сохранению здоровья и предотвращению возможного развития болезни, а также динамический контроль за состоянием здоровья. Данный метод позволяет оценить коллективное здоровье класса и школы в целом. Методика сбора и обработки анкет с помощью вычислительной техники. Анонимный анкетный опрос учащихся позволяет выявить основные факторы риска здоровья. Наблюдение за результатами анкетного опроса позволит оценивать результаты коллективной работы врачей, учителей, психологов и родителей по формированию здорового образа жизни. Базы данных анкетного и донозологического контроля, полученные силами школьников можно использовать для выработки рекомендаций детям органами здравоохранения и образования. Школа 1702

14 Личной гигиене уделяется минут в день (в %)

15 Отношение к физической культуре и спорту

16 Продолжительность сна по данным анонимного электронного опроса

17

18 Наличие вредных привычек %

19 Первое направление. Впервые в практике образовательных учреждений на уроках информатики учащиеся по заданию преподавателя проводится анонимное анкетирование. Кратность проведения анкетного опроса определяется школами самостоятельно, но не менее 2-х раз в год: в начале и в конце учебного года. Полученные данные в форме графиков и оценочных таблиц используются педагогами школ и позволяют судить о том, как соблюдаются учащимися конкретного класса, потока или школы в целом режим труда и отдыха; правила личной гигиены; какой характер их питания; отношение к физкультуре и спорту; имеются или нет вредные привычки. Периодически проводимый анкетный опрос позволяет дать оценку эффективности той или иной формы просветительской работы по сохранению собственного здоровья детей и молодёжи.

20

21

22 Школьные перегрузки

23 Как отличить болезнь от физиологических перегрузок и переутомления, как измерить уровень здоровья? Умение измерять его – самая сложная, и в то же время самая актуальная проблема современной медицины и физиологии. Ведь переход от здоровья к болезни происходит через перенапряжение, истощение и срыв механизмов адаптации, и чем раньше мы сможем предусмотреть такой исход, тем больше шансов сохранить здоровье. Следовательно, проблема сводится к тому, чтобы научиться определять (измерять) степень напряжения регуляторных систем организма и, таким образом, управлять своим здоровьем. От её решения зависит вся организация здравоохранения и оказания медицинской помощи населению. До сих пор она решалась в рамках нозологического подхода (греч. νόσος болезнь): рассматривался один класс здоровых людей и множество классов заболеваний. Вместе с тем за последние десятилетия получил развитие и иной взгляд на эту проблему. Эта проблема сейчас решается донозологической диагностикой.

24

25 Второе направление – донозологический контроль состояния здоровья школьников. В школе или высшем учебном заведении в кабинетах информатики, или иных местах, оборудованном компьютером устанавливается аппаратно-программный комплекс типа «Вита», с помощью которого под руководством преподавателя в течение 5 минут проводится оценка степени напряжения регуляторных систем и адаптационных возможностей организма методом анализа вариабельности сердечного ритма. Полученные данные в доступном для школьника и их родителей виде предоставляются в виде отчета о статусе его здоровья и необходимых рекомендациях по дальнейшему поведению испытуемого.

26 Донозологический контроль это практический шаг к тому, чтобы динамически оценивать состояние регуляторных систем, выявлять самые начальные проявления перенапряжения как в целостном организме, так и в отдельных органах и системах. Донозологический подход к оценке состояния здоровья, к оценке функционального состояния организма состоит в том, чтобы, не дожидаясь проявлений болезни, выявить изменения в регуляции функций и принять своевременные эффективные меры по оздоровлению и профилактике. Донозологический контроль предусматривает: а) оценку адаптационных возможностей организма как показателя уровня здоровья; б) определение в динамике тенденций изменения этого уровня в направлении повышения адаптационных возможностей, то есть в сторону здоровья, или снижения адаптационных возможностей, то есть в сторону болезни; в) прогнозирование вероятного перенапряжения и истощения механизмов адаптации и риска развития патологических отклонений (заболеваний). Принципиальное отличие систем донозологического контроля от традиционных систем медицинского контроля и профилактики заключается в том, что они ориентированы не на диагностику заболеваний, а на оценку уровня здоровья.

27 В гг в космической медицине, в прикладной физиологии, в системе профилактических осмотров населения и в клинической практике получила распространение схема оценки функциональных состояний типа «Светофор» Классификация функциональных состояний

28

29

30 Третье направление. Учитывая данные анкетного опроса и результаты донозологического контроля, проводится целенаправленная просветительская работа со школьниками и родителями по вопросам профилактики различных заболеваний: важности соблюдения режима труда и отдыха, правил личной и общественной гигиены, правильного (сбалансированного, качественного и своевременного) питания; позитивного отношения к физкультуре и спорту, отказу от вредных привычек силами педагогов, психологов, родителей, врачей лечебного и санитарного профиля.

31

32 Схема взаимодействия участников проекта по формированию здорового образа жизни Роспотребнадзор Управление здравоохранения Управление образования Некоммерческая организация «Социальный центр» Центр донозологической диагностики МГАДА Мед колледж ШКОЛЫ Поликлиника 201 Центр здоровья Детская поликлиника 54 Центр здоровья Обработка данных анкетного опроса и баз данных донозологисекого контроля Методическое руководство и проведение семинаров, лекций и бесед по формированию ЗОЖ Префектура Координатор проекта Газета, радио, сайт «Зеленоград сегодня». ТК «Доверие» Заявка на конкурс окружных соц. программ ООО «Медицинские компьютерные системы» Поставка и установка приборов донозологического контроля Направление детей из группы риска на обследование

33

34 Яковлева: Москва покажет пример развития здравоохранения Заседание политических клубов Партии на тему «Москва - политика развития» проходит в ЦСКП Татьяна Яковлева: Экономически выгоднее предупредить болезнь и вкладывать эти же деньги в профилактику, чем затем лечить заболевания Москва должна стать одним из пилотных регионов по отработке внедрения четвертого уровня оказания медицинской помощи. Об этом, как передает корреспондент ER.RU, заявила в четверг, 10 марта, первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия», член комитета Госдумы по охране здоровья Татьяна Яковлева: « Столица России может стать образцом эффективного вложения денег в здравоохранение. Именно здесь есть материальные и трудовые ресурсы, здесь велик интеллектуальный потенциал. Налицо все предпосылки к тому, чтобы именно Москва оказалась примером правильного финансирования здравоохранения, обеспечивающего высокое качество и доступность медицинской помощи. Ведь экономически выгоднее предупредить болезнь и вкладывать эти же деньги в профилактику, чем затем лечить заболевания. На здоровье экономить нельзя - выйдет себе дороже. Сейчас во многих регионах открываются Центры здоровья. Это важный элемент четвертого уровня оказания медицинской помощи. Например, на Западе есть первый уровень - амбулаторный, второй - госпитальный или стационарный, третий - патронажный. Все эти направления медицины имеются и в России. А вот четвертый уровень, - так называемое « общественное здравоохранение » (то есть медучреждения, сохраняющие и развивающие функцию здорового образа жизни населения), - у нас пока не развит. Лишь недавно он стал формироваться. Однако пока это происходит не системно, не комплексно. А значит, и на максимальный эффект от здоровьесберегающих мероприятий рассчитывать не приходится. Чтобы сохранить здоровье здоровых, необходимо объединить все звенья цепи - от первичной медицинской помощи, от школы и семьи до Центров здоровья. Важнейшими ресурсами здесь выступают школа - как социальный институт, где формируется ценностная система личности; лечебные учреждения - непосредственно отвечающие за уровень здоровья школьников (поликлиника и Центр здоровья); плюс общественность. Потому что, по моему глубокому убеждению, проблему укрепления здоровья нельзя решить только административными мерами. Превратить заботу о здоровье в образ жизни можно только, если в этот процесс вовлечен сам ребенок и его родители. При поддержке регионального отделения партии и городской Думы, кабинеты могут получить статус школьного подразделения и развернуть большую пропагандистскую работу. Если вкратце, то школьный центр здоровья создается в школе на базе медицинского кабинета или кабинета психолога, и работает в тесном сотрудничестве с первичным звеном здравоохранения (поликлиника) и Центром здоровья, поэтому необходимо формировать единое информационное пространство во главе с Центром здоровья. Именно вокруг Центров здоровья должны объединяться волонтеры, любители спорта и активного отдыха, родители, которых волнует здоровье своих детей. Сейчас очень многое делается на федеральном уровне, но очень важно, чтобы инициативы по формированию здорового образа жизни реализовывались и на региональном уровне. А, учитывая имеющийся опыт Москвы по комплексной системе оздоровления детей и формированию здорового образа жизни, предлагаем выступить региону в качестве одного из пилотных регионов по отработке внедрения четвертого уровня оказания медицинской помощи, то есть создание учреждений, направленных на мотивирование к здоровому образу жизни, по реализации партийного проекта « Качество жизни ». И мне кажется, Москва могла бы показать пример, как при эффективном и рациональном расходовании финансов можно получить наилучший результат по качеству оказания медпомощи. А качественное здравоохранение не может быть без профилактики, пропаганды здорово образа жизни, вложения сил и средств в здоровье здоровых ».

35 Ответный шаг за нами, ведь активное участие самого человека в мероприятиях по диагностике, ведению рекомендованного образа жизни (питание, спорт, отказ от вредных привычек) – неотъемлемая составная часть ответственного отношения к своему здоровью – к основе любой успешной работы, а значит, благополучия, процветания и счастья.

36 Желаю вам счастья и здоровья!