И.о. заведующего : М.С. Арсеньева Старший воспитатель: Е.А. Матвеева
Задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка читать и считать, а в том, чтобы показать ему многообразие этого мира, научить видеть в нем закономерности, зависимости, подкреплять их доводами и фактами из различных областей знаний, доступных воспитаннику; пробудить познавательный интерес.
Г.Ф. Федорец рассматривает интеграцию в разнообразных связях и зависимостях между структурными компонентами педагогической системы. И.Д. Зверев за основополагающий признак интеграции принимает всю целостность системы обучения. О.И. Бугаев интеграцию содержания образования объясняет необходимостью установления межпредметных связей с целью формирования у учащихся целостной картины мира.
Интеграция-(лат.-целый)-означает восстановление, восполнение, объединение частей в целое, причем не механическое, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение, взаимовыражение и взаимореализацию. Интеграция-понятие теорий и систем, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных систем в целое, или процесс, ведущий к этой связанности. (Энциклопедический словарь). Интеграция обучения – переход от дифференцированного образа действительности к целостному на основе деятельностного подхода, формирование межпредметных связей, широкого внедрения в обучение проблемных и поисковых методов и приемов обучения.
Актуальность интегрированного подхода объясняется целым рядом причин Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве. На занятиях развивается потенциал самих воспитанников. Форма проведения занятий нестандартна, интересна. За счет усиления связей между ОО высвобождается время для самостоятельной деятельности воспитанников, общения, прогулок, для занятий физическими упражнениями. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.
Интегрированное занятие построено по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств развития детей. Педагогический смысл интегрированного преподавания состоит в том, что оно предполагает планировать занятия по теме, общей для нескольких предметов, которые могут проводиться разными воспитателями в разное время. При этом на занятии воспитатель имеет возможность решить несколько задач развития.
Интегрированные занятия –соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. Образовательные области в соответствии с ФГТ «Физическая культура». «Здоровье». «Познание». «Коммуникация». «Чтение художественной литературы» «Социализация». «Труд». «Безопасность». «Художественное творчество». «Музыка». Приоритетные виды детской деятельности Двигательная. Познавательно- исследовательская. Коммуникативная. Чтение (восприятие) художественной литературы. Игровая. Трудовая. Продуктивная. Музыкально-художественная.
Структура интегрированного занятия чёткость, компактность, сжатость учебного материала продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии.
Мотивация Содержание Анализ или оценка
Что дает интегрированное построение занятий? Во-первых, дает ребенку возможность реализовать свои творческие возможности, так как здесь он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и хитрости родного языка; Во-вторых, в интересной, игровой форме происходит обогащение словаря детей, формирование грамматической структуры их речи, а главное, развиваются коммуникативные умения свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлением, рассказать о чем-либо; В-третьих, у детей развивается познавательная активность, поскольку вопросы и задания требуют от детей активизации имеющегося речевого опыта и применения опыта реальной жизни в нестандартной ситуации интегрированного занятия.
Интеграция образовательных областей обеспечивает позитивный результат обучения и воспитания детей. Наиболее успешным способом интеграции можно считать проектную деятельность. С точки зрения интеграции педагогического процесса большими возможностями обладают педагогические игры. Любая игра – глубоко интегрированная форма организации обучения.
Таким образом, интеграция как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приёмы и методы в единую систему на основе календарно-тематического планирования, выступает в дошкольном образовании одним из путей достижения качества дошкольного образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранении здоровья и свободного пространства детства.