Дисциплина- средство или результат воспитания?
Хотя Макаренко умер 74 года назад, его имя не сходит со страниц газет и участвует в каждом сегодняшнем споре на педагогические темы.
Педагогика Макаренко педагогика борьбы и мужества. Горьковцы-студенты: Голос, Задоров, Георгиевский и Вершнев (слева направо).
Он не просто воспитывал и даже не перевоспитывал он строил человеческие характеры заново, как выстроил заново свой собственный характер. Группа колонистов-горьковцев - бывших куряжан. Справа здание школы колонии им.М.Горького.
Горький, описывая Макаренко, говорит: У него, видимо, развита потребность мимоходом, незаметно, приласкать малыша, сказать каждому из них ласковое слово, улыбнуться, погладить но стриженой голове. А.М.Горький и А.С.Макаренко с группой воспитанников колонии (Куряж, 1928 г.)
Действенная любовь к детям вот как надо было бы назвать педагогику Макаренко, если бы пришлось описывать её очень коротко. Связисты колонии – Володя Зорень (слева) и Ваня Зайченко (1927 г.) Игра в крокет. Слева - два окна квартиры, в которой жил А.С.Макаренко.
«Мы поставили себе твёрдым правилом не интересоваться прошлым наших ребят. С точки зрения так называемой педагогики это абсурд... Сигналисты. Первые музыканты-колонисты (1927 г.)
Слово "дисциплина" имеет несколько значений: Одни под дисциплиной понимают собрание правил поведения; Другие называют дисциплиной уже сложившиеся, воспитанные привычки человека; Третьи видят в дисциплине только послушание; Четвёртые - подчинение членов общества установленному порядку.
Прежде всего, как нам уже известно, наша дисциплина всегда должна быть дисциплиной сознательной. Группа колонистов-горьковцев в строю ( гг.)
Дисциплина является продуктом всей суммы воспитательного воздействия Вольные движения.
Дисциплина есть не причина, не метод, не способ правильного воспитания, а его результат. "Дежурство по колонии". Дежурный сигналист Ваня Шелапутин, педагог И.Д.Киргизов, дежурный член санитарной комиссии (ДЧСК) Оля Ланова, дежурный командир Перец (слева направо).
Если дисциплина есть результат, то что же является средством? Средством является режим. Отряд по заготовке топлива. На первой повозке Антон Братченко. На заднем плане второй справа Семён Карабанов.
Режим должен быть, прежде всего, целесообразен. Работа отряда колонистов на буртах. (1921 г.) Устройство ковровой клумбы. Стоит педагог З.И.Буцай.
Каким способом можно достигать сознательной дисциплины? Группа колонистов и сотрудников колонии (1926 г.)
Что же является основанием дисциплины? Основанием дисциплины является требование без теории. Колонисты на баштане. На заднем плане сельскохозяйственные постройки колонии. Постройка свинарни (май 1927 г.)
Сознательная дисциплина венчает усилия всего учебно- воспитательного процесса, является его результатом. Праздник первого снопа (1925 г.)
Дорога от колонии им.М.Горького на Полтаву Благодарю за внимание!