Пьеса «На дне»
Максим Горький (имя при рождении Алексей Максимович Пешков) (16 (28) марта 1868, Нижний Новгород, Российская Империя 18 июня 1936, Горки, Московская область, РСФСР).
Сцена из спектакля по пьесе М.Горького «На дне». Настя – О.Л. Книппер (сидит справа), Сатин – К.С. Станиславский (сидит слева). Московский Художественный театр
Москвин И.М. в роли Луки («На дне», М. Горький). Дореволюционная открытка
Большой Драматический театр (Ленинград) 1987 г. «На дне» (М.Горький) Премьера спектакля – 12 октября 1987г. Роль – Настя. Постановка – Г. Товстоногова. Режиссер – В.Б. Шабалина Партнеры по сцене – Е.Лебедев, К.Лавров, О. Басилашвили, С. Крючкова.
В пьесе Горького решается вопрос о месте человека в мире и о его ценности, поэтому это философское произведение. Действующие лица пьесы, униженные люди, разорвавшие связи с обществом и отвергнутые им, это люди, которые не имеют будущего. Ведут споры о правде, свободе, счастье, терпении, жалости. Герои решают вечный вопрос: «Быть или не быть?». Каждый из них понимает по–разному, что значит быть: для одних, быть значит быть кем-то в обществе, чтобы вызывать уважение, для других, быть значит жить безо всяких претензий.
Первую позицию представляют Актер и Клещ, ко второй относятся Сатин и Бубнов. Третью позицию представляет Лука, он говорит, что люди живут для лучшего и достойны лучшего. Общество привыкло оценивать человека потому, что можно с него взять, следовательно, люди, которые оказались на дне ничего не стоят. Такое общество бесчеловечно. Это понимает Сатин, который отказался играть по бесчеловечным правилам и давно никуда не стремится.
Лука – герой, представляющий евангельскую точку зрения на человека. Он приносит в ночлежку веру в праведную землю, но праведная земля у каждого своя, главное не отчаиваться ее найти. Если общество к человеку беспощадно, то Лука каждого ночлежника жалеет. Луке близка идея спасительной лжи, которую он формулирует в придуманной им притче о праведной земле. Луке в пьесе отводится роль безумца, навевающего «золотой сон». Поэтому он так ласков с людьми, называет их «милый», «голубка», поэтому он рассказывает Анне о загробной жизни, Пеплу – о золотой стороне Сибири, Актеру – о лечебнице с мраморными полами.
Оппонентом луке в споре о человеке и отношении к нему является Сатин. С одной стороны, он продолжает идеи Луки, но считает, что человека нужно не жалеть, а учить пользоваться свободой. Вопрос о человеке для Сатина встает, потому что человек в его нынешней жизни унижен. Лука и Сатин расходятся в вопросе отношения к человеку. Потому что по – разному представляют себе путь, по которому должен пойти человек. Путь Луки – спасай, обманывая, а Сатин призывает раскрыть глаза на жизненные противоречия и проблемы.
По мнению Сатина, надо жить настоящим, трезво оценивая реальную действительность, но одновременно и мечтой о будущем, опирающейся на настоящее, не отрывающейся от реальной жизни. Мне кажется, что в современном мире не только возросла актуальность пьесы, ее злободневность, но и вполне закономерно на первый план выдвинут знаменитый «спор о человеке». «Человек – это звучит гордо!» - в этой фразе заключается вера в лучшее, без которой не может быть счастлив человек.
Фарс Драма Водевиль Комедия Пародия
Лука Клещ Актер Бубнов Барон Сатин
«Сон приходит и уходит...» «Солнце всходит и заходит...» «Не сидится мне на месте, сердце просит путешествий...»
Наречия Морфемы Просторечия Фразеологизмы
Абзац Сноска Ремарка
Застой Пауза Стоп-фальшь
Лука Актер Бубнов Барон Сатин