Исследование художественных особенностей рассказа на уроке литературы Подготовила : Соколова Т. А., учитель русского языка и литературы МОУ Лесная СОШ
ЧЕЛКАШГАВРИЛА Портрет : « острое хищное лицо », « длинный, костлявый, сутулый »; « горбатый, хищный нос »; « кот », « степной ястреб », « хищная худоба », « хищная птица », « волчьи лапы », « кошка ». ПОВТОРЕНИЯ ! Портрет : « здоровый », « широкоплечий », « добродушный », « светлые глаза », « тупые глаза », « жадные глаза », « жадно сощурив глаза », « безумное лицо » ДИНАМИКА ГЛАЗ !
Кто вызывает симпатию ? Кто нам ближе ? Почему ?
ЧЕЛКАШ О ГАВРИЛЕГАВРИЛА О ЧЕЛКАШЕ « Сосунок »« Дурак »« Телёнок »« Собака »« Гнус » « Оборванец » « Драный »« Пьяница »« Тёмный »
ЧЕЛКАШГАВРИЛА Разорванная рубаха да грязные штаны Свободен Котомка, коса, немного денег, в деревне – мать, хозяйство, земля Есть что терять
ЧЕЛКАШ ГАВРИЛА Возненавидел парня за то, что тот смеет любить свободу Любит море « Сам себе хозяин, пошёл – куда хошь, делай – что хошь. Гуляй знай, как хошь, Бога только помни …»
ЧЕЛКАШГАВРИЛА « Босяк »« Хищник »« Волк »« Ястреб »« Хозяин »« Охотник »« Крестьянин »« Дитятко »« Теля »« Сосунок »« Раб »« Жертва »
« Лицо Челкаша было вровень с лицом Гаврилы » Оба – хищники !
« Старый травленый волк и предположить не мог, кого он вырастил » « Гаврила кошкой изогнулся » У Гаврилы – желание « убить и ограбить » Челкаш отдаёт Гавриле « заработанное »
ЧЕЛКАШГАВРИЛА На дне жизни – это плохо, но ниже уже нельзя Человек в стремлении к освобождению принёс в жертву другого Будет гулять, « как хошь », но будет ли помнить Бога ? Не остановится Ощутил преступную сладость обладания богатством
Определите функции пейзажа
О ком рассказ ? О двух несчастных О чём рассказ ? О свободе, ответственности перед матерью, домом, землёй, о традиции и хаосе в сознании человека и в мире
Обратите внимание на название рассказа