125-летию со дня рождения Антона Семеновича Макаренко посвящается...
1888 – Антон Семенович Макаренко родился в г. Белополье Харьковской губернии – 1914 – учительствовал в народной школе – 1917 – учился в Полтавском учительском институте, который окончил с золотой медалью – 1920 – заведующий начальной школой в г. Полтава – 1928 – заведующий «Трудовой колонией имени А.М. Горького» – руководитель коммуны имени Ф.Э. Дзержинского – Член Союза писателей СССР – 1939 – литературная деятельность, переезд в Москву – Антон Семенович скончался, похоронен на Новодевичьем кладбище в г. Москве. Основные этапы педагогической деятельности:
РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА СТАЛИ ПРИЧИНОЙ МИЛЛИОНОВ БЕСПРИЗОРНИКОВ В НОВОМ ГОСУДАРСТВЕ
Педагогика первых лет Советской власти без конца экспериментировала. Многие выступали за свободное воспитание: каким человек родился, таким и будет. Было школьное самoуправлениe, но была и серьезная проблема: безпризорщина. Восемь миллионов детей оказались на улице, потеряв дом и родителей. Их надо было не только накормить и одеть, но и вернуть из воров, бандитов в общество, т.е. «перевоспитать».
Колония А.С. Макаренко открылась необычно: нашли старый монастырь, залатали крышу, чтобы не протекала, и привезли ребят, беспризорников от 14 до 18 лет, собранных в течение нескольких дней на вокзалах и улицах и сказали им: «Вы здесь хозяева. Нет кроватей – сделайте для себя кровати, нет столов – сделайте столы, стулья, побелите стены, вставьте стекла, почините двери...». С первых дней работы он установил, что никаких особых методов по отношению к беспризорным употреблять не нужно.
«…наши дети это наша старость». «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно». «Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома». «Книги это переплетённые люди».
«Сорок сорокарублёвых педагогов могут привести к полному разложению не только коллектив беспризорных, но и какой угодно коллектив». «Борясь с ленью, нужно бороться и с другим недостатком». «Отказаться от риска значит отказаться от творчества». «Воспитание детей начинается с того возраста, когда никакие логические доказательства и предъявление общественных прав вообще невозможны, а между тем без авторитета невозможен воспитатель».
ВОСПИТАНИЕ И ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОЛЖНО БЫТЬ В КОЛЛЕКТИВЕ И ЧЕРЕЗ КОЛЛЕКТИВ
Трудовая колония имени М. Горького
Антон Семенович предъявлял следующие требования к учителю: любовь к детям высокая квалификация учителя уверенность и четкое знание своего дела постоянная готовность к работе активность постоянное общение с воспитанниками в разных формах ( труд, досуги, походы, совместное чтение) совместный труд в коллективе воспитанников.
Произведения А.С.Макаренко «Мажор» (1932; пьеса) «Марш 30 года» (1932) «ФД–1» (1932; очерк) «Педагогическая поэма» ( ). « «Книга для родителей» (1937; художественно- теоретическое сочинение) «Честь» ( ; повесть) «Флаги на башнях» (1938) «Флаги на башнях» (появилось оглавление и пр.) «Методика организации воспитательного процесса» «Лекции о воспитании детей»
Основные педагогические работы А.С. Макаренко
Музей А.С. Макаренко (г. Кременчуг) А Барбюса, Д. Бернала, У.
ДОМ-МУЗЕЙ А.С. МАКАРЕНКО ( Г. КРЕМЕНЧУГ)
ПОСВЯЩЕНО А.С. МАКАРЕНКО
г. Кременчуг
Фильмография Педагогическая поэма (1955) Флаги на башнях (1958) Большие и маленькие (1963)
Его высоко оценили зарубежные светила XX века Деятельность и труды педагога получили высокую оценку Л. Арагона, А. Барбюса, Д. Бернала, У. Бронфенбреннера, А. Валлона, В. Галля, А. Зегерс, Я. Корчака, С. Френе и других деятелей культуры и образования.
А.С. Макаренко ушел из жизни на 51 году, не дожив и до середины века. Но и в двадцать первом веке педагоги обращаются к его педагогическим идеям.