Обзор теорий развития личности Т. Воронцова В. Пономаренко РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКА PR4
Понятие личности Личность – комбинация уникальных черт характера, способностей, психологических установок, и других качеств человека Биосоциальний характер личности
Понятие развития Развитие – это качественные физические и психологические изменения от рождения до зрелости (или до конца жизни) Рост – физические изменения в организме (рост, вес) Дозревание – глобальные изменения, запрограммированные генетически (относительно независимые от окружающей среды) Обучение – относительно стабильные изменения, которые происходят под воздействием опыта
Знание особенностей развития ребенка: для чего? Лучше понимать причины поведения детей Не требовать от них больше (или меньше), чем то, на что они способны Помогать решать актуальные задания развития Своевременно предупреждать проблемы
Поколение и контекст развития Контекст развития – время, место рождения, экономическая и политическая ситуация, система образования, культура Поколения – группа людей, которые родились в определенный период времени (поколение 50-х родилось в период с до ) Как правило, поколение имеет один контекст развития (в пределах одной страны)
Поколение 90-х Родилось в годы политического, экономического и социального кризиса Смена идеологии Смена культурной среды Развитие технологий, появление Интернета Расцвет наркобизнеса, эпидемия ВИЧ/СПИДа
Стадийность процессов развития Физическое, психическое, социальное и моральное развитие личности происходит в определенной последовательности (по стадиях) Это существенно упрощает изучение этой проблемы Все теории развития оперируют понятием среднестатистический человек
Теория психосоциального развития Эриксона 8 стадий психосоциального развития 5 стадий человек проходит в детстве 3 стадии – в зрелом возрасте Стадии – это конфликты (кризисы) или задания, которые человек пытается решить в определенный период своей жизни
Стадии развития по Эриксону (для детей) доверие против недоверия независимость против неуверенности инициативность против чувства вины успеваемость против комплексов идентичность против диффузии до 1 года
Стадии развития по Эриксону (для взрослых) интимность против изоляции продуктивность против стагнации мудрость против отчаяния молодость зрелость Преклонный возраст
Практическое значение теории Эрика Эриксона Дает учителю понимание того, как развивается личность ребенка Подчеркивает роль учителя и родителей в воспитании (видеть в них людей, которые помогут решить кризис развития) Дает понимание того, что решение кризиса не бывает полным и окончательным
Стадии когнитивного развития (по Жану Пиаже) Сенсомоторная – до 2 лет Дооперационная – 2-7лет Предпонятийная – 2-4 года Интуитивная – 4-7 лет Стадия конкретных операций – 7-11 (12) лет Стадия формальных операций – (15) лет
Практическое значение теории Жана Пиаже Пиаже – основатель конструктивистского подхода к обучению: Акцент на деятельность Оценка готовности ученика Оптимальный уровень учебных заданий
Социокультурная когнитивная теория развития Л. Выготского Акцент на социальном влиянии Зона ближайшего развития Выготского – это потенциал развития ребенка
Практическое значение теории Л. Выготского Родоначальник педагогики сотрудничества и развивающего обучения Его теорию положено в основу теории социального влияния А. Бандуры Тренинговые методы – практическая реализация теории Выготского
Моральное развитие личности Моральность – это вопрос этики, ценностей и защиты прав человека. Это личные представления о том, что является приемлемым и неприемлемым Две стадии морального развития Пиаже: Стадия морального реализма Стадия морального релятивизма
Стадии морального развития Лоренса Кольберга 1. Доконвенционный уровень (оценка по последствиям) Стадия поощрение и наказание Стадия наивного гедонизма 2. Конвенционный уровень (оценка на базе социальных норм): Стадия социального одобрения Стадия закон и совесть 3. Постконвенционный уровень (оценка по собственным моральным принципам): Стадия моральности Стадия универсальных этических принципов
Физическое развитие подростка Предпубертатный период - 10 – 12 (13) лет Пубертатный период - 12(13) – 15 (18) лет
Задачи подросткового возраста Достижение автономии от семьи (с сохранением теплых отношений) Перестройка дружеских отношений со сверстниками Формирование идентичности Развитие морального сознания
5 класс (особенности развития) Физическое развитие: Начало предпубертатного периода Психическое развитие: Завершение этапа конкретных операций Социальное развитие: Увеличение автономности Начало установления социальной иерархии
5 класс (актуальные проблемы) Адаптация к новым условиям обучения (угроза срыва адаптации) Отношения с новыми учителями Увеличение рисков в результате большей автономности
6 класс (особенности развития) Физическое развитие: скачок роста Психическое развитие: Начало этапа формальных операций Социальное развитие: Установление в структуре класса социальной иерархии
6 класс (актуальные проблемы) Потеря интереса к обучению у части учеников Увеличение рисков в результате большей автономности Усиление отрицательного влияния рекламы и сверстников Проблемы в общении со сверстниками Проблемы с родителями и учителями (период негативизма)
7 класс (особенности развития) Физическое развитие: Заметная разница в физическом развитии Психическое развитие: Развитие самоидентичности, абстрактного мышления Эмоциональная нестабильность Социальное развитие: Развитие дружеских отношений (компании часто смешаны по стати) Колоссальное влияние рекламы, кумиров (особенно, относительно имиджа тела)
7 класс (актуальные проблемы) Угроза нарушения психологического равновесия в результате: Неадекватной самооценки Неспособности конструктивно решать конфликты Неумения предупреждать и преодолевать стрессы Вредные привычки
8 класс (особенности развития) Физическое развитие: Период полового созревания Психологическое развитие: Интеллект на уровне взрослого человека Социальное развитие: Стадия платонических сексуальных отношений Стремление большей автономности от семьи
8 класс (актуальные проблемы) Стремление к независимости Рост поведенческих рисков
9 класс (особенности развития) Физическое развитие: Период ранней юности, завершение полового созревания Психическое развитие: Этап осознания жизненных ценностей, профориентации, планирования будущего Социальное развитие: Несколько уменьшается зависимость от сверстников Стремление романтических отношений
9 класс (актуальные проблемы) Требуют помощи в профориентации Опасность раннего начала половой жизни, рискованного полового поведения Вредные привычки Риски трудовой деятельности