Обзор теорий развития личности Т. Воронцова В. Пономаренко РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКА PR4.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России Кафедра философии Автор курса: доц., к.п.н. Светлана Михайловна Медведева.
Advertisements

Анатомо- физиологические особенности подросткового возраста. Формирование личности подростка при взаимоотношении с взрослыми.
Лекция 2 Развитие человека. Наследственность и среда … это передача физических и психологических характеристик от родителей к детям. … сумма всех внешних.
Стадии развития по Эриксону и Фрейду. Примерный возраст По Эриксону -- Стадия развития (психосоциальный кризис): Соответствующая стадия по Фрейду – оральная.
ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД (11-17 лет) Выступающий: доцент кафедры практической психологи образования КГПУ кандидат психологических.
Возрастные особенности подростков. Возрастные рамки подросткового периода: Это период от до лет, который совпадает со временем обучения в.
1 2 Выготский предложил новую периодизацию жизненного цикла человека, в основу которой легло чередование стабильных периодов развития и кризисов. Кризисы.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КОЛЕСНИЧЕНКО АНАСТАСИЯ 11-Б КЛАСС.
Психологические особенности учащихся на разных этапах обучения Педагогический совет г.
Норма и отклонения в развитии ребенка 1.Понятие нормы и отклонения в развитии ребенка. 2.Дефект. 3.Причины нарушения развития. 4.Факторы риска. 5.Виды.
Подростковый возраст: И спытание Личности или Развитие?
Презентация "Подросток. Особенности возраста."
Интимно-личностное общение со сверстниками ВВД Чувство взрослости Центральное новообразован ие Переход от детства к взрослости Главная особенность.
Учет возрастных психологических особенностей детей и подростков при проведении просветительской работы.
Э РИК Э РИКСОН : ЭГО ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ. Б ИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК Эрик Эриксон родился в 1902 году в Германии. Учился в «гуманистической гимназии» в Германии.
О.Г. Разумова В.П. Арсланьян. Фильм! 1) Теория «чистой доски» («Tabula rasa») - ребенок рождается, не имея никаких задатков, никакой предрасположенности.
Подростковый возраст : Особенности контакта с подростком Нет детей - есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями,
Развитие личности и воспитание Руководитель: Городцова Е.С. Выполнили: Белоновская Юлия, Новокшонова Анастасия, Толоконников Анатолий.
ПЯТИКЛАССНИКИ Серьёзные несерьёзные проблемы адаптации организма и психологии личности ребёнка.
Транксрипт:

Обзор теорий развития личности Т. Воронцова В. Пономаренко РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКА PR4

Понятие личности Личность – комбинация уникальных черт характера, способностей, психологических установок, и других качеств человека Биосоциальний характер личности

Понятие развития Развитие – это качественные физические и психологические изменения от рождения до зрелости (или до конца жизни) Рост – физические изменения в организме (рост, вес) Дозревание – глобальные изменения, запрограммированные генетически (относительно независимые от окружающей среды) Обучение – относительно стабильные изменения, которые происходят под воздействием опыта

Знание особенностей развития ребенка: для чего? Лучше понимать причины поведения детей Не требовать от них больше (или меньше), чем то, на что они способны Помогать решать актуальные задания развития Своевременно предупреждать проблемы

Поколение и контекст развития Контекст развития – время, место рождения, экономическая и политическая ситуация, система образования, культура Поколения – группа людей, которые родились в определенный период времени (поколение 50-х родилось в период с до ) Как правило, поколение имеет один контекст развития (в пределах одной страны)

Поколение 90-х Родилось в годы политического, экономического и социального кризиса Смена идеологии Смена культурной среды Развитие технологий, появление Интернета Расцвет наркобизнеса, эпидемия ВИЧ/СПИДа

Стадийность процессов развития Физическое, психическое, социальное и моральное развитие личности происходит в определенной последовательности (по стадиях) Это существенно упрощает изучение этой проблемы Все теории развития оперируют понятием среднестатистический человек

Теория психосоциального развития Эриксона 8 стадий психосоциального развития 5 стадий человек проходит в детстве 3 стадии – в зрелом возрасте Стадии – это конфликты (кризисы) или задания, которые человек пытается решить в определенный период своей жизни

Стадии развития по Эриксону (для детей) доверие против недоверия независимость против неуверенности инициативность против чувства вины успеваемость против комплексов идентичность против диффузии до 1 года

Стадии развития по Эриксону (для взрослых) интимность против изоляции продуктивность против стагнации мудрость против отчаяния молодость зрелость Преклонный возраст

Практическое значение теории Эрика Эриксона Дает учителю понимание того, как развивается личность ребенка Подчеркивает роль учителя и родителей в воспитании (видеть в них людей, которые помогут решить кризис развития) Дает понимание того, что решение кризиса не бывает полным и окончательным

Стадии когнитивного развития (по Жану Пиаже) Сенсомоторная – до 2 лет Дооперационная – 2-7лет Предпонятийная – 2-4 года Интуитивная – 4-7 лет Стадия конкретных операций – 7-11 (12) лет Стадия формальных операций – (15) лет

Практическое значение теории Жана Пиаже Пиаже – основатель конструктивистского подхода к обучению: Акцент на деятельность Оценка готовности ученика Оптимальный уровень учебных заданий

Социокультурная когнитивная теория развития Л. Выготского Акцент на социальном влиянии Зона ближайшего развития Выготского – это потенциал развития ребенка

Практическое значение теории Л. Выготского Родоначальник педагогики сотрудничества и развивающего обучения Его теорию положено в основу теории социального влияния А. Бандуры Тренинговые методы – практическая реализация теории Выготского

Моральное развитие личности Моральность – это вопрос этики, ценностей и защиты прав человека. Это личные представления о том, что является приемлемым и неприемлемым Две стадии морального развития Пиаже: Стадия морального реализма Стадия морального релятивизма

Стадии морального развития Лоренса Кольберга 1. Доконвенционный уровень (оценка по последствиям) Стадия поощрение и наказание Стадия наивного гедонизма 2. Конвенционный уровень (оценка на базе социальных норм): Стадия социального одобрения Стадия закон и совесть 3. Постконвенционный уровень (оценка по собственным моральным принципам): Стадия моральности Стадия универсальных этических принципов

Физическое развитие подростка Предпубертатный период - 10 – 12 (13) лет Пубертатный период - 12(13) – 15 (18) лет

Задачи подросткового возраста Достижение автономии от семьи (с сохранением теплых отношений) Перестройка дружеских отношений со сверстниками Формирование идентичности Развитие морального сознания

5 класс (особенности развития) Физическое развитие: Начало предпубертатного периода Психическое развитие: Завершение этапа конкретных операций Социальное развитие: Увеличение автономности Начало установления социальной иерархии

5 класс (актуальные проблемы) Адаптация к новым условиям обучения (угроза срыва адаптации) Отношения с новыми учителями Увеличение рисков в результате большей автономности

6 класс (особенности развития) Физическое развитие: скачок роста Психическое развитие: Начало этапа формальных операций Социальное развитие: Установление в структуре класса социальной иерархии

6 класс (актуальные проблемы) Потеря интереса к обучению у части учеников Увеличение рисков в результате большей автономности Усиление отрицательного влияния рекламы и сверстников Проблемы в общении со сверстниками Проблемы с родителями и учителями (период негативизма)

7 класс (особенности развития) Физическое развитие: Заметная разница в физическом развитии Психическое развитие: Развитие самоидентичности, абстрактного мышления Эмоциональная нестабильность Социальное развитие: Развитие дружеских отношений (компании часто смешаны по стати) Колоссальное влияние рекламы, кумиров (особенно, относительно имиджа тела)

7 класс (актуальные проблемы) Угроза нарушения психологического равновесия в результате: Неадекватной самооценки Неспособности конструктивно решать конфликты Неумения предупреждать и преодолевать стрессы Вредные привычки

8 класс (особенности развития) Физическое развитие: Период полового созревания Психологическое развитие: Интеллект на уровне взрослого человека Социальное развитие: Стадия платонических сексуальных отношений Стремление большей автономности от семьи

8 класс (актуальные проблемы) Стремление к независимости Рост поведенческих рисков

9 класс (особенности развития) Физическое развитие: Период ранней юности, завершение полового созревания Психическое развитие: Этап осознания жизненных ценностей, профориентации, планирования будущего Социальное развитие: Несколько уменьшается зависимость от сверстников Стремление романтических отношений

9 класс (актуальные проблемы) Требуют помощи в профориентации Опасность раннего начала половой жизни, рискованного полового поведения Вредные привычки Риски трудовой деятельности