Теория Технологические этапы урокаПриемы РКМЧП 1.ВЫЗОВ1.Обращение к личному опыту учащихся. 2.Прогнозирование по названию. 2.ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ1.Чтение с остановками. 2.Дерево предсказаний. 3.РЕФЛЕКСИЯ1.Написание творческой работы
Организация Ролевая игра «Учитель - коллеги"
Тема урока: «Мы в ответе за тех, кого приручили…» (По рассказу Л. Андреева «Кусака») Цели: учащиеся должны узнать некоторые факты из жизни писателя; прочитать рассказ «Кусака»; найти ключевые эпизоды и фразы; понять, что хотел сказать автор читателю; найти свой смысл в этом рассказе.
Стадия вызова: Есть ли у вас собака? Расскажите о ней. За что вы ее любите? Как она к вам попала? Кто из писателей создал в литературе образ собаки? Сегодня мы познакомимся с рассказом Л. Андреева «Кусака».Знакомство с биографией автора (кратко). Как вы думаете, о чем это произведение? Чем эта кличка отличается от привычных нам собачьих кличек?
Да, меньшие братья нам преданно служат от века. Однако жестокого сколько ещё вокруг? Мы часто твердим, что собака – друг человека. Но вот человек. Он всегда ли собаке друг? Эдуард Асадов
Осмысление содержания Чтение произведения с остановками. Поиск ключевых слов и фраз. Первая остановка (после гл.I) : Как живет собака? Как первый раз было обмануто доверие собаки? Повлияло ли это на её дальнейшую жизнь, на её характер? Какими художественными средствами автору удается вызвать сочувствие, сопереживание ?
Вторая остановка ( гл. II): Что изменилось в жизни собаки с наступлением весны? Как складывались отношения с дачниками? Третья остановка ( гл. III): Какие изменения произошли с Кусакой? Как Кусака выражала свою преданность? Почему не могла радоваться до конца?
Кусака ДоПосле Шерсть, висевшая рыхлыми, сухими космами и вечно покрытая засохшей грязью. Шерсть очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас. Не помня себя от страху, переметываясь, натыкаясь, мчалась, пряталась, зализывала ушибы и раны, копила страх и злобу, поджав хвост, убегала. Расцвела всей собачьей душой, важно осматривала улицу вверх и вниз, нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала, вертелась вокруг самой себя, уверенно и спокойно ложилась на своё место. На собаку кричали и улюлюкали, ребята бросали в неё камнями и палками. Все собирались и хохотали, нарочно ласкали её.
Четвертая остановка (гл. IV) : Как мама убеждала Лелю, что собаку нужно оставить? Как будут развиваться события дальше? (дерево предсказаний) Чтение финала (гл. v) Почему Кусаку не взяли? Кто будет больше скучать: Леля или Кусака? Почему в историю Кусаки вплетается эпизод с убогим Илюшей? Как бы вы поступили?
Итоговые вопросы: О чем этот рассказ? Почему героем является собака? Сможет ли Кусака еще раз довериться людям? Какие чувства вызвал у вас рассказ? К чему призывает автор? В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни. Л.Андреев
Рефлексия Сегодня на уроке я вдруг понял(а)… Особенно запомнилась мысль … Домашнее задание : творческая работа (по выбору) 1. Письмо Леле. 2. Допишите рассказ. 3. О чем меня заставил задуматься рассказ Л. Андреева «Кусака»?
Посмотрите, задумайтесь…
Памятник бездомным животным «Сочувствие» г. Москва, 2007г. Первый в мире памятник, посвященный гуманному отношению к бездомным животным. Скульптор А. Цигаль.
Памятник собачьей верности. Польша. Пес Джок несколько месяцев приходил на автобусную остановку встречать своего хозяина, но тот так и не появился…
Памятник сенбернару Барри. Франция Собака не только отыскала лежавшего на самом краю пропасти ребенка, но сумела привести его в чувства, а затем перенесла в безопасное место.
«Памятник Преданности» г.Тольятти, 2003 г. На протяжении 7 лет немецкая овчарка, хозяева которой погибли в автокатастрофе, ждала их на обочине дороги.
Памятник собаке Балто. США, г.Нью-Йорк Балто-спаситель. Во время страшной эпидемии собака доставила в город вакцину из населенного пункта, находящегося на расстоянии 300 километров.
Материал подготовила : Воробьева Н.В., учитель русского языка и литературы, Красноярский кадетский корпус. Было трудно: сформулировать цели Было легко: определить тему, подобрать приемы.