Урок-зачёт по теме «Частица» Русский язык, 7 класс Кокорина О.Б. МБОУ «СОШ» п.Пашия
I. Укажите в предложении слово, не обладающее собственным значением, но придающее дополнительный оттенок значениям других слов или всему предложению: Как кроток и отраден день лучистый… ( К.Бальмонт) 1первое слово 3третье слово 2второе слово 4четвёртое слово
II.Укажите в предложении слово, создающее особую грамматическую форму, но лишённое самостоятельного грамматического значения: Пусть не сабельным ударом пресечётся жизнь моя! (Д.Давыдов) 1слово моя –- с указательным значением 2слово пусть формирующее значение повелительного наклонения 3слово не -- отрицание
III. Какие дополнительные оттенки вносят частицы? 1Неужели опоздал? Разве ты не знал? Ты ли это сделал? 2Вот мой дом. Вон там гора. 3Что за аромат! Куда уж тебе! Аоттенок указательности Бвопросительные Ввосклицательные: оттенок эмоциональности
IV. Определите по дополнительному оттенку, вносимому частицами в предложения, их разряд: 1-Она просила исполнять ваши желания, и только. (Н.Лесков) 2Матушка на другой же день отправилась к мачехе, поджидавшей её с особенным интересом. (Е. Водовозова) 3Он моря не боится. (И.Бунин) 4Нет ни звезды. (И.Бунин) Аотрицательная частица Бусилительная частица
ОТВЕТЫ Б,2А,3В 41Б,2Б,3А,4Б
Подведение итогов урока