История возникновения и развитие этике - Зарождение этической мысли в древней Греции в эпоху Гомера и Геосида - Релятивистские воззрения древнегреческих софистов, осмысление или проблемы ''номо – фюсей'' - Этические изыскания Сократа, его ''майевтика'' как Метод обоснования объективного критерия нравственных отношений. - История русской этике
Зарождение этической мысли в древней Греции в эпоху Гомера и Геосида Этика,будучи по преимуществу учением о добродетелях, о добродетельной, совершенной, личности, содержала в значительном виде едва ли не все типы теоретических объяснений и нормативных решений, которые получили развернутое обоснование в последующей истории этической мысли. Одновременно с этим она отождествила мораль с разумностью поведения и на многие столетия, на весь период развития задала этике просветительский тон.
Релятивистские воззрения древнегреческих софистов, осмысление или проблемы ''номо – фюсей'' Новая моральная ситуация требовала новых философских обоснований. Предстояло осмыслить моральную суверенность личности, раскрыть субъективно-психологические основы морали. Это предполагало одновременно изменение характера отношения философии к моральному сознанию общества. Если на ступени предэтики речь фактически шла только о том, чтобы подвести рационально- философскую базу под существующую мораль, то теперь сама мораль должна под существующую мораль, то теперь сама мораль должна была стать предметом рациональной критики, теоретического сомнения. Это уже было начало этики в собственном смысле слова. Первым, кто осмыслил новые горизонты и задачи этики были софисты.
Этические изыскания Сократа, его ''майевтика'' как Метод обоснования объективного критерия нравственных отношений Сократ (ок до н. э.) – первый в истории моралист-просветитель. Софисты переориентировали философию с изучения природы на изучение человека, бытие которого они понимали все еще достаточно разносторонне. Сократ делает предметом рассмотрения именно моральное бытие человека; предметом философии уже является ценное содержание жизни – вопросы блага и добродетели, добра и зля, пользы и счастья. Вся культурно-просветительная деятельность познающего разума, по мнению Сократа, должна быть направлена на нравственное самосовершенствование.
История русской этике История русской этики до сих пор еще не стала предметом специального систематического изучения. Общие исследования по истории русской философии, русской общественной мысли и культуры, русской церкви и богословской науки, так же как и отдельные очерки по истории этики в России не могут дать целостного представления о характере развития этики, ее месте в культуре и духовной жизни, об основных периодах ее развития, направлениях и школах и т.д.