Мониторинг психофизиологического благополучия и психологической комфортности одарённого ребёнка в ОУ
Литература 1. Рапопорт. И. Методика измерения результатов здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения./И. Рапопорт. - Директор школы ,9, Науменко, Ю.В. Мониторинг психофизиологической комфортности образовательного процесса / Ю.В. Науменко. - Управление начальной школой , 6 С.23 – О мониторинге физкультурно-оздоровительной работы в школе и знаний учащихся о здоровом образе жизни - Управление начальной школой , 5.
Школа и здоровье Школа является особым образовательным пространством, в рамках которого происходит не только формирование социально адаптированной личности, ее профессиональное и гражданское самоопределение, но и формируется самая важная, базовая характеристика, обеспечивающая реализацию всех остальных - здоровье.
Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.(ВОЗ)
Факторы риска школьной среды Интенсификация учебного процесса и учебные перегрузки Использование педагогических технологий, не прошедших гигиеническую экспертизу Авторитарная педагогика Снижение возраста начала школьного обучения Несоблюдение гигиенических требований к микроклимату, освещенности, ЭМП, учебной мебели, ТСО и др. Нерациональное чередование учебы и каникул Плохая организация школьного питания Гипокинезия школьников
Цель инновационных процессов заключается не только в повышении качества образования, но и в укреплении здоровья учащихся и в создании психологического комфорта участникам образовательного процесса.
Здоровье выпускников школы - один из важных показателей качественности школьного образования.
Образовательные стандарты нового поколения ВКЛЮЧАЮТ Показатели здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений: Степень невротизации, распространённости астенических состояний и вегетативных нарушений. Физическое развитие учащихся. Заболеваемость учащихся. Физическая подготовленность учащихся. Комплексная оценка состояния здоровья. Здоровый образ жизни.
Образовательные стандарты нового поколения Оценка показателей сформированности здорового образа жизни учащихся проводится по показателям: распространенности основных факторов риска нарушения здоровья школьников; информированности школьников в отношении факторов риска; сформированности у школьников установок на здоровый образ жизни.
Энергодефицитное состояние
Восстановление
Методика измерения результатов здоровьесберегающей деятельности ОУ (И. Рапопорт) 1. Анкетирование родителей для выявления жалоб обучающихся. 2.Оценка физического развития обучающихся. 3. Оценка показателей заболеваемости обучающихся. 4. Оценка физической подготовленности.
Оценка физического развития (морфологические показатели) Длина тела – характеризует ростовые процессы. Масса тела – характеризует развитие костно-мышечного аппарата, подкожно- жировой клетчатки, внутренних органов.
Оценка физического развития (физиологические показатели) Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ). Частота сердечных сокращений (ЧСС). Артериальное давление (АД). Устойчивость к кислородной недостаточности (гипоксия).
Показатели моторики Быстрота движений (теппинг- тест и др.) Гибкость (наклон туловища вперёд, пальцы от уровня подошв в см.) Вестибулярная устойчивость. Ориентация в пространстве. Относительная мышечная сила.
Психофизиологические показатели Особенности центральной нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность). Особенности темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик). Личностные особенности.
Оценка показателей заболеваемости 1. Количество случаев заболеваний у детей (по четвертям, за учебный год). 2. Количество дней, пропущенных детьми в связи с заболеваниями. 3. Средняя продолжительность одного случая заболевания. 4. Количество детей часто болеющих (четыре и более раз в течение учебного года). 5. Количество детей не болевших ни разу в течение учебного года («индекс здоровья»).
Протокол показателей заболеваемости детей ПоказателиАбсолютное количество Отн. показатели на 100 детей 1Количество случаев заболеваний у детей в течение учебного года. 2Количество дней, пропущенных детьми в связи с заболеваниями 3Средняя продолжительность одного случая заболевания 4Количество детей часто болеющих (четыре и более раз в течение учебного года) 5Количество детей, не болевших ни разу в течение учебного года («индекс здоровья»)
Оценка физической подготовленности детей 1. Бег 30 м. 2. Бег 1000 м. 3. Подтягивание на перекладине (для мальчиков). 4. Подъём туловища в сед за 30 секунд (для девочек, девушек). 5. Прыжок в длину с места.
Структура оценочной шкалы Уровень физической подготовленностиОценка уровня ВысокийВыше среднего СреднийНиже среднего НизкийКачествен ная 100% и выше 85 – 99%70 – 84 %51 – 69 %50 % и ниже Процентна я 5 баллов4 балла3 балла2 балл1 баллБалльная Базовый (оптимальный) уровень (тест выполнен) Дефицит развития качеств (тест не выполнен)
Относительные показатели в % = абсолютные показатели разделить на количество детей в классе, полностью прошедших тестирование и умножить на 100% Увеличение относительного количества детей с «высоким» и «выше среднего» уровнями физической подготовленности свидетельствует о благоприятных тенденциях в состоянии здоровья учащихся и о хорошо поставленной физкультурно- оздоровительной работе.
Комплексная оценка состояния здоровья Распределение учащихся на группы здоровья по результатам профилактических медицинских осмотров
Критерии оценки уровня здоровья 1. Уровень функционального состояния основных систем организма. 2. Уровень достигнутого физического и психического развития и степень его гармоничности. 3. Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям (частота острых заболеваний). 4. Наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний.
Методы комплексной оценки уровня здоровья 1. Методика А.А. Апанасенко. 2. Методика В.И. Белова. 3. Тест определения степени физической готовности. 4. Тест на угрозу инфаркта.