Выполнила : Лихачёва Татьяна, ученица 11 «А» класса
Имя Воланд Булгакова получил свое имя от гётевского Мефистофеля. В поэме «Фауст» оно звучит всего один раз, когда Мефистофель просит нечистую силу расступиться и дать ему дорогу: «Дворянин Воланд идет!» МефистофеляФауст
Внешность «Это был гражданин высокого роста, брюнет, правый глаз у него черный, левый почему-то зеленый; брови черные, одна выше другой, зубы с левой стороны с платиновыми коронками, с правой золотые. На нем дорогой серый костюм, обут в заграничные, в цвет костюма, туфли. Серый берет лихо заломлен за ухо » Особенно выразителен бывает левый, зеленый, глаз Сатаны: «Он живет, искрится, сверкает, мечет громы и молнии, но правый, черный, глаз всегда потухший, холодный, пустынный, ледяной»
Описание, данное Воланду в романе, красноречиво. Однако не стоит забывать, что впоследствии у Воланда появляется хромота. И она является неотъемлемым атрибутом его внешности. Причин тут много. Но, особо стоит подчеркнуть то обстоятельство, что и Воланд и вся его свита обладатели какого-то дефекта внешности. Согласно книге Левит (гл. 21) не имеет права быть священником тот, у кого есть какой-либо физический недостаток, включая приобретённый. Как мы видим, Воланд на правах тёмного первосвященника имеет сразу несколько недостатков внешности: вставные зубы, кривой рот, разноцветные глаза, хромота. Причём, надо отдать должное своеобразной «деликатности» Воланда в объяснении этой хромоты.Левит
Однако, согласно раввинской литературе, хромота дьявола отнюдь не ломота в костях (дух не может иметь телесные болезни), причина проще: на ангелов, как на содействующих Божественному священнодейству, распространены те же правила, что и на людей отсутствие дефектов, в том числе и внешности. А во время низвержения из Царства сатана повредил ногу и тем самым лишился навсегда права участвовать в богослужении пред Богом.
Цели прихода мессира на землю Воланд в романе,прежде всего,исследователь. Он изучает реальный мир,цель его-узнать,изминились ли люди в Москве. Но человечество мало изменилось. Две симметрично расположенные массовые сцены придают особую наглядность этой мысли: «шло около двух тысяч любопытных, не испугавшихся адской жары и желавших присутствовать при интересном зрелище» «в два ряда лепилась многотысячная очередь, хвост которой находился на Кудринской площади... Очередь жаждущих билетов до того взбухла, что являла собою «змею длиною в километр»
Вывод Воланда Человеческая природа не может так быстро перемениться: «они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было…Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота… Ну, легкомысленны… ну, что ж, и милосердие иногда стучится в их сердца…обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних...квартирный вопрос только испортил их»
Со своей стороны, Воланд проводит с людьми «индивидуальную» воспитательную работу- тем или иным способом предупреждает их о дальнейшей судьбе. Люди по-разному реагируют на это: Берлиоз не принимает во внимание; буфетчик Соков бежит к врачу; некоторые, такие, как И.Бездомный, меняют всю свою жизнь,но для многих она остаётся прежней.
Нетрадиционность Воланда в том, что он, будучи дьяволом, наделён некоторыми явными атрибутами Бога. Да и сам Воланд-Сатана мыслит себя с ним в «космической иерархии» примерно на равных. Недаром Воланд замечает Левию Матвею: «Мне ничего не трудно сделать».
Воланд в романе – не носитель всемирного зла,скорее он воздаёт по заслугам, вершит справедливость. Он наказывает пороки: директора варьете Лиходеева – за пьянство, Никанора Босого – за взятки и доносительство и т.п.
Воланд не только наказывает настоящее зло,но и дарует свободу тем, кто достаточно настрадался. Он явно не враг того Бога, которому подвластны недоступные для мастера области света. Воланд - носитель судьбы, это связано с давней традицией в русской литературе, связывавшей судьбу, рок, фатум не с богом, а с дьяволом. У Булгакова Воланд олицетворяет судьбу, карающую Берлиоза, Сокова и других, преступающих нормы христианской морали. Это первый дьявол в мировой литературе, наказывающий за несоблюдение заповедей Христа.
Сарказм, а не ирония – вот основная основная черта дьявола. Это и в самом деле падший ангел, главный грех которого составила гордыня. «Отец лжи» выступает в «Мастере и Маргарите» защитником истины.
В отличие от Мефистофеля, если Воланд и испытывает людей (расставляет для них ловушки),то всегда даёт искушённым возможность выбора между добром и злом, шанс исповедовать свою добрую волю!
На всём протяжении романа Воланд не пытается улавливать души. Не нужны ему души Мастера с Маргаритой, к которым он проявил столько бескорыстного участия. Строго говоря, Воланд не дьявол, понимаемый как злая воля, разъединяющая людей. Он решительно вторгается в жизнь Мастера и Маргариты и находит им «вечный приют» «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»
«Деятельность Воланда» Основная «деятельность» – уравновешивание сил добра и зла, осуществление справедливости. Для автора образ Воланда – не просто сила зла, а сила, противостоящая материалистическому пониманию мира как совокупности внешних черт. Воланд прямо или косвенно раскрывает внутреннюю сущность человека, а не внешнюю, рационалистическую.
Воланд – это та основная сюжетная «пружина», которая помогает автору раскрыть, разоблачить, «обезглавить»( как Берлиоза и Жоржа Бенгальского) идею внешней, «оболоченной» жизни. Осуществляется то, что обычно скрыто внутри людей ( лишение тела Варенухи и «говорящий» костюм, пожар в доме Грибоедова и т.п. ).
Образ сатаны – образ обобщающий, каждую сюжетную линию он приводит к своему идейному завершению, каждые композиционные параллели соединяет между собой. Воланд материализует в своём лице своеобразный суд Вечности, суд автора над своим временем.
Автор даёт этому герою широкие полномочия: он вершит судьбы, судит,решает- жизнь или смерть. Воланд- одна из главных сюжетных «пружин», потому что мотив возмездия, суда является главным мотивом произведения.
Дьявол, сатана, нечистая сила в литературе: Н. В. Гоголь «Вий» М. Ю. Лермонтов «Демон» знаменитый Мефистофель из трагеди И. В. Гете «Фауст»
Спасибо за внимание!