Тема программы 16: Проектирование комплекта и ансамбля различного назначения (16 ч., из них 10 ч. ЛПР) Тема урока 1: Основы проектирования комплекта и ансамбля.
Цель урока: Научиться проектировать комплект и ансамбль, используя основные принципы проектирования и общие законы композиции с учетом пластических свойств материалов.
Задание группе: 1. Какие у вас возникают ассоциации, когда вы слышите слова «комплект и ансамбль»? Запишите свои ассоциации.. Время для выполнения задания – 1 мин. Время для ответа – 1 мин. 2. Анализируя зарисовки эскизов моделей комплектов и ансамблей, попробуйте дать определения понятиям «комплект» и «ансамбль». Попытайтесь определить основные принципы проектирования комплекта; характерные признаки ансамбля; условия проектирования; использование пластических свойств материалов и общие законы композиции ансамбля и комплекта. Время для выполнения задания – 4 мин. Время для ответа – 1 мин. 3. Учитывая пластические свойства материалов и общие законы построения пространственной композиции, выполните зарисовку эскиза комплекта (ансамбля), используя разные принципы проектирования. Время для выполнения задания – 10 мин. Время для ответа – 2 мин.
Комплект (от лат. completes – полный) Это набор одежды и предметов, выполненных из одного или разных, но сочетающихся по цвету, фактуре, рисунку материалов, имеющих общее назначение и стилевое единство.
Принципы сопряжения форм при проектировании комплекта: 1. простое примыкание отдельных частей формы; 2. взаимное пересечение форм друг с другом; 3. зависимость форм, расположенных на расстоянии друг от друга.
Принцип простого примыкания отдельных частей формы: у края одного изделия начинается другое
Принцип взаимного пересечения форм друг с другом: комплекты, состоящие из трех и более изделий (блуза, юбка, жилет). Жилет пересекает выходящие из-под него юбку и рукава блузки.
Принцип зависимости форм, расположенных на расстоянии друг от друга: изделия не примыкают друг к другу. Например: короткий топ в сочетании с брюками или юбкой с заниженной линией талии; формы различных аксессуаров соответствуют друг другу. Например: обувь и сумка, головной убор и муфта.
Главное условие при проектировании комплекта: Взаимозаменяемость изделий, которая предполагает применение многочисленных вариаций одного типа изделия.
Ансамбль (от франц. Ensemble – вместе, сразу) Ансамбль - совокупность составляющих костюм предметов одежды и дополнений, подобранных по единому художественно- композиционному замыслу, то есть продуманная система элементов, связанных между собой единством стиля, материала, назначения, представляющая собой в целом костюм для определенного человека, для конкретного использования, для выражения художественного образа.
Характерные признаки ансамбля: 1. в ансамбле всегда существует главенствующий элемент, которому подчиняются все остальные элементы; 2. главным элементом в ансамбле могут быть одежда или обувь, прическа или головной убор, а также дополнения, при этом остальные составляющие приобретают подчиненное значение, уравновешивая костюм по пластике, объему, цвету, фактуре; 3. в ансамбле присутствуют многочастность и многослойность; 4. все составляющие части ансамбля носятся одновременно.
Главное условие при проектировании ансамбля: Все части взаимосвязаны между собой, более того, подчинены друг другу и единому художественно-композиционному замыслу. Изменение составляющих ансамбль нарушает весь строй, изменяет всю его художественную образность, т.е. в ансамбле ничего нельзя ни прибавить, ни убавить, ни заменить без нарушения его художественной образности.
При проектировании комплектов и ансамблей учитываются пластические свойства материалов, поэтому изделия могут быть выполнены: из одной ткани; из тканей, одинаковых по толщине, но разных по структуре; из тканей, одинаковых по структуре, но разных по цвету; из тканей с разным волокнистым составом, характером пряжи, видом переплетения и отделки, но объединенных цветом и т.д.
Общие законы, необходимые для построения любой пространственной композиции: силуэт; линии в костюме; пропорция; масштабность; контраст или нюанс; симметрия или асимметрия; ритм; цвет в костюме.
ЛИСТ ВЗАИМООЦЕНКИ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ п/п Критерии оценки деятельности При зарисовке комплекта (ансамбля) основные принципы проектирования использованы верно. Верно – «+», неверно – «-» 2 Зарисовка модели комплекта (ансамбля) выполнена верно, с учетом пластических свойств предлагаемых материалов. Верно – «+», неверно – «-» 3 Стилевое единство комплекта (ансамбля) выдержано верно. Верно – «+», неверно – «-» Итог:
Синквейн Группа _____ Используя слова темы, сложите стих или составьте предложения по схеме: 1. первое слово - существительное, к нему подобрать два прилагательных и три глагола; 2. напишите свое отношение к учебному занятию – что понравилось, а что нет; 3. свои предложения.
Домашнее задание: 1. составить сравнительную таблицу комплекта и ансамбля; 2. знать принципы проектирования комплекта и ансамбля; 3. выполнить зарисовку моделей комплекта и ансамбля на отдельных листах формата А3.