РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ XIX – XX ВЕКОВ
Особенности русского костюма На формирование состава, покроя, особенностей орнаментации русского народного костюма оказали влияние: географическая среда климатические условия хозяйственный уклад уровень развития производительных сил
Многообразие русского костюма Многообразие русского костюма объясняется тем, что этнические группы отличались друг от друга: говором; способом строить и украшать свои жилища; обычаями; обрядами; песнями; одеждой. Свои отличия в одежде имели жители не только каждой губернии, уезда, волости или села, но и каждой деревеньки.
Сходства и отличия Различаясь отдельными элементами, русская одежда северных и южных областей содержит основные общие черты. В мужском костюме больше общности, в женском – различий. Женский костюм в северных и южных областях различался отдельными деталями и расположением отделки. Главным же различием было преобладание в северном костюме сарафана, а в южном – понёвы.
Мужской костюм Состоял из: рубахи-косоворотки с невысокой стойкой или без неё; нешироких штанов из холста или крашенины. Рубаху носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным шерстяным кушаком. Верхней одеждой служил зипун или кафтан из домотканого сукна, зимой – овчинные нагольные шубы. Мужская обувь – сапоги или лапти с онучами и оборами.
Женский костюм Основными частями женского народного костюма были: рубаха, передник или занавеска, сарафан, понёва нагрудник, шушпан.
Рубаха Женская рубаха, как и мужская была прямого покроя, с длинными рукавами. Белый холст рубахи украшали узором вышивки, расположенной на груди, оплечье, внизу рукавов и по низу изделия. Для каждой части рубахи было своё традиционное орнаментальное решение.
Передник Был самой декоративной и богато украшенной частью женского костюма. Передник обычно делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканным узором, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой разной ширины
Сарафан Многоузорная и многокрасочная вышивка рубах и передников очень выигрывала на темном гладком фоне сарафана. Наиболее распространенным был косоклинный сарафан со швом посередине переда, отделанный узорными лентами, кружевом и вертикальным рядом пуговиц. Такой сарафан имел силуэт усеченного конуса с большим расширением к низу, придающий фигуре стройность. Позже появились прямые сарафаны из 4-8 полотнищ ткани, собранных вверху мелкими складками.
Понёва Поясная одежда из шерстяной ткани, иногда на холщовой подкладке. Ткань для понёвы чаще всего темно-синяя, черная, красная, с клетчатым или полосатым узором. Праздничные поневы богато украшались вышивкой, узорной тесьмой, вставками из кумача, крашенины, мишурным кружевом, блестками По конструкции понёва представляет собой 3-5 полотнищ ткани, сшитых по кромке. Верхний край подогнут для шнурка – гашника. Понева могла быть глухой и распашной. Распашные поневы иногда носили с «подтыком подола». В этом случае поневу орнаментировали с изнанки.
Шушпан
Душегрея. Вид летней женской одежды. Конструктивной их особенностью были рукава, цельнокроеные с верхней частью спинки, и наличие отложного воротника. Праздничные душегреи вышивались золотыми нитями, иногда цветным бисером, декорировались бахромой. Холодник. Вид летней женской одежды. Конструктивной их особенностью были рукава, цельнокроеные с верхней частью спинки, и наличие отложного воротника. Праздничные душегреи вышивались золотыми нитями, иногда цветным бисером, декорировались бахромой. Другие виды женской одежды
Епанечка Одна из разновидностей душегреи, даже холодника: короткая, на узких лямках, древнейший тип безрукавки. Она облегала спину и грудь, застегивалась спереди на крючок, сзади собиралась складками. Изготавливали ее из парчи или шелка, на подкладке. Хотя носили епанечку девушки летом, ее подбивали ватой. Украшалась золотым шитьем, подшивалась бахромой.
Наиболее древний и разнообразный «южно- великорусский костюм» Бытовал в Рязанской, Воронежской, Тамбовской, Тульской и Орловской губерниях. В каждой из этих губерний он разнился колоритом, вариациями орнамента и украшением отдельных частей, что объясняется частым перемещением населения: то под натиском кочевников, то после образования Московского государства. В результате тесно переплелись древние обычаи и умения славянских и кочевых племен.
Праздничный женский костюм Рязанской губернии Не даром его называют многослойным: рубаха, понева, навершник, занавеска, кичка, платок…И совершенно непривычное для нас обилие украшений! Праздничный женский костюм Воронежской губернии Основа его – клетчатая понева с синей прошвой, шерстяной пояс с концами из разноцветного бисера, из него же нагрудное украшение. А венчает фигуру роговитая кичка с золотошвейным налобником и шерстяными розетками у висков
Костюм русского Севера Часто называют «Сарафанным комплексом», так как основные его части – рубаха и сарафан.
Костюмы северных губерний Вологодский костюм с шелковым сарафаном Архангельский костюм с пестрядинным сарафаном - поморский комплекс Калужский костюм с сарафаном
Парад русских костюмов