Проект учителя трудового обучения МОУ « СОШ 3» г. Сосновый Бор Ленинградской области Романовой Елены Николаевны Из истории рукоделия
Все началось с булавки … Лет четыреста назад были изобретены металлические булавки. Их так удобно было от нечего делать втыкать в пухлые, мягкие подушечки ! « А что будет, если намотать на них нитки ?»- подумала какая - то любознательная дама. Получилось нечто похожее на морозные узоры на окне. От какого пустяка порой зависит рождение искусства !
Одно из них происходит от слова « окружать » и определяет различные отделки в виде каймы. Другое значение - ажурное изделие как самостоятельное украшение одежды или интерьера. Слово « кружево » имеет два значения :
Наиболее ранние образцы русского кружева относятся к XVII веку. Для этого времени было характерно кружево, плетеное из золотных и серебряных нитей, которое ценили не столько за работу, сколько за материал - блестящую дорогую нить
В XVIII веке наряду с золото - серебряным широкое развитие получает нитяное кружево, которое начали использовать в украшении мужского и женского костюма нового западноевропей - ского покроя, в оформлении интерьера.
В России кружево плели в основном крепостные девушки, которых некоторые помещики отдаленных губерний даже отправляли учиться кружевоплетению.
В конце XVIII - начале XIX вв. появляются крепостные мануфактуры по производству кружев. Во второй половине XVIII и особенно в XIX веке нитяное кружево находит широкое применение и в быту горожан - мещан и купцов.
Кружево использовали и крестьяне - украшали им свадебные простыни, полотенца, подзоры и одежду.
Вологодская губерния г. Елец Орловской губернии г. Балахна Нижегородской губернии с. Кукарка Вятской губернии г. Михайлов Рязанской губернии дер. Захожье Петербургской губернии и др. В XIX веке в России насчитывалось 12 центров кружевоплетения. Основные центры кружевного промысла в России :
Выплетают кружево коклюшками - деревянными палочками, на которые наматываются нитки. Инструменты Подушка в виде валика, туго набитого сеном, соломой или опилками, служит для закрепления рисунка и самого кружева.
В середине XIX века в Англии было изобретено механическое производство кружев, там для его изготовления применялась система Жаккарда. Благодаря низким ценам машинное кружево получило широкое распространение, что пагубно отразилось на ручном кружевоплетении. Однако ручное кружевоплетение до сих пор не забыто. Его секреты передаются из поколения в поколение. И прикоснуться к живому творчеству- большая радость!
Современные дизайнеры с удовольствием используют старинное рукоделие в своих моделях.
Областной семинар в ЛОИРО
1. В. А. Фалеева. « Русское плетеное кружево ». Ленинград, « Художник РСФСР » Н. Т. Климова. « Народный орнамент в композиции художественных изделий. Цветное коклюшечное кружево ». Москва, « Изобразительное искусство » Журналы « Лена - рукоделие », ЗАО « ИД КОН - Лига Пресс », « Журнал Мод », Москва Список литературы :