Педагогический проект воспитателя МБДОУ «Детский сад «Солнышко» Ярморкиной Веры Ивановны. р.п. Мучкапский
Тема проекта: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через активное исследование и игровые формы»
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: АПРЕЛЬ 2011 Г. – ИЮНЬ 2012 Г. МЕСТО РЕАЛИЗАЦИИ: р.п. МУЧКАПСКИЙ, МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО», СРЕДНЯЯ ГРУППА 3 АДРЕС: р.п. МУЧКАПСКИЙ, ул. СОВЕТСКАЯ, Д.31, ТЕЛ: 8 (47546) 3 –
Проблема проекта : Сохранение равновесия между необходимостью экологических знаний, введением современных технологий в образовательный и воспитательный процесс и созданием для каждого дошкольника соответствующих условий с учётом его индивидуальных и личностных особенностей. Сохранение равновесия между необходимостью экологических знаний, введением современных технологий в образовательный и воспитательный процесс и созданием для каждого дошкольника соответствующих условий с учётом его индивидуальных и личностных особенностей.
Противоречия Несоответствие между необходимостью экологических знаний у дошкольников и возможностью реализовать это на практике. Несоответствие между уровнем обязательной подготовки дошкольников экологической грамотности и реальным уровнем обучения.
Актуальность проекта В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Результаты диагностики по выявлению уровня экологической воспитанности детей на начальном этапе показали: средний уровень развития – 75% - дети используют полученные ранее знания в практической деятельности; высокий уровень развития – 8 % - дети не испытывают затруднений; низкий уровень – 17 % дети выполняли задание по подсказке и с помощью взрослого. Таким образом, возникла необходимость апробировать систему работы по повышению уровня экологической воспитанности детей
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ, РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ПРИРОДОВЕДЧЕСКУЮ ТЕМАТИКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ.
создание системы экологического образования детей дошкольного возраста; изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы; создание тематических игровых и исследовательских зон; изучение и внедрение современнных методологических принципов обучения (деятельностного подхода, опытническо – исследовательской деятельности, моделирования); обеспечение условий для реализации индивидуальных возможностей и способностей каждого ребёнка.
Гипотеза проекта: экологическое воспитание и обучение детей дошкольного возраста наиболее успешно и продуктивно будет проходить в условиях полного личностного раскрепощения, через активное исследование и игровые формы.
План реализации проекта 1 этап – подготовительный (апрель - май 2011 г.) 2 этап – деятельностный (сентябрь 2011 – май 2012 г.г.) 3 этап – оценочный (июнь 2012 г.г.)
ЭтапыЗадачиПланируемы й результат 1. Подготовите льный апрель – май 2011 год Повышение собственной профессиональной компетентности. Обеспечение воспитательно- образовательного процесса методическим материалом. Обогащение эколого - игровой среды. Педагогическое просвещение родителей. Выявить уровень развития экологической воспитанности детей. Создание теоретической базы для реализации проекта
ЭтапыЗадачиПланируемый результат 2. Деятельност -ный (практически й) сентябрь 2011 май 2012 Проведение занятий и наблюдений согласно перспективного плана по развитию экологической грамотности воспитанников (тематическое наблюдение + художественное слово). Индивидуальная работа с детьми. Формирование элементарных экологических знаний у дошкольников и культура поведения в природе. Дети учатся эксперементировать, анализировать и делать выводы.
ЭтапыЗадачиПланируемый результат 3. Контрольно – аналитически й (оценочный) июнь 2012 Диагностика и мониторинг качества экологического образования в группе. Подведение итогов работы. Анализ и презентация итогов на педагогическом совете. Оценка эффективности работы с родителями. Создание единого воспитательно- образовательного пространства детского дошкольного учреждения образования и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
ДетиПедагогиРодители У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе. Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым. У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы. Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы. Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников. Пополнится развивающая среда в группе. Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей Обогащение уровня экологических знаний родителей. Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей. Создание единого воспитательно- образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников. Возможность участвовать в совместных экологических проектах Ожидаемые результаты
«Хорошая игра похожа на хорошую работу!»
Кадровый потенциал: Педагоги Родители Дети Воспитатель по ИЗОдеятельности Музыкальный руководитель Материально-техническая база: - Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям; - уголок природы в группе; - экологическая тропа на участке детского сада; - огород на участке; - огород на окне; - наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года ); - библиотечка книг с экологическим содержанием; - костюмы животных, растений. Ресурсное обеспечение
Любимые игры: 1.Игра «Лохматый пёс». 2.Игра «Уточка». 3.Лото с элементами моделирования «Кто во что одет». 4. Игра «Где спряталась рыбка». 5. Игра «Почтальон принёс посылку». 6. Игра «В зимней столовой». 7. Игра «Чудесный мешочек».
теоретическая и методическая литература, периодическая печать, материалы по передовому педагогическому опыту. Информационное обслуживание проекта: Интернет-сайты; Выпуск фотоотчетов; Публикации в газете. Методическое обеспечение
Мониторинг реализации проекта Оценка результативности проекта происходит на основании диагностирования детей по методике М.В. Емельяновой Цель диагностики: выявить уровень экологической воспитанности дошкольников Критерии сформированности экологической воспитанности: Познавательный интерес к природе и ее изучению; Знания об окружающей природе; Восприятие красоты природы и желание любоваться ею; Проявление бережного отношения к природе; Практические умения и навыки по охране природы. Критерии наблюдений за детьми: Частота проявлений бережного отношения; В каких случаях проявляется и на что направлено. Шкала оценок: В (высокий уровень) – 3.9 – 5 баллов С (средний) – 3,8 баллов Н (низкий) - ниже 2,6 баллов
Результаты диагностирования уровня экологической воспитанности детей (живая природа) группы 3 ( в %)
Результаты диагностирования уровня экологической воспитанности детей (неживая природа) группы 3 (в %)
ПОВЫСИЛСЯ УРОВЕНЬ НРАВСТВЕННОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ; ПОВЫСИЛСЯ УРОВЕНЬ НРАВСТВЕННОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ; ВОЗРОС ПРОЦЕНТ УСВОЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА. ВОЗРОС ПРОЦЕНТ УСВОЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА. Результат проекта
Вывод: Проведенная работа по экологическому воспитанию позволила прийти к следующим результатам: дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных; у детей сформировались первоначальные представления о себе (человек- часть природы и подчиняется ее законам), о самоценности природы, положительное отношение к ней, у детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.
Творческий отчёт для коллег: презентация проекта (видеоматериалы, документация)..Творческий отчёт для коллег: презентация проекта (видеоматериалы, документация).. Методические разработки, учебно – практический материал.Методические разработки, учебно – практический материал. Выпуск «Экологической газеты» для родителей и коллег.Выпуск «Экологической газеты» для родителей и коллег. Выставка продуктивных видов детской деятельности экологического содержания.Выставка продуктивных видов детской деятельности экологического содержания. Мероприятия для родителей с участием воспитанников.Мероприятия для родителей с участием воспитанников. Перспективы распространения опыта работы по данному проекту
Список использованной литературы Покидаева Т. Энциклопедия для любознательных « Где?Что?Когда?» 1. Покидаева Т. Энциклопедия для любознательных « Где?Что?Когда?» 2. Борцова Л.В., Малашенкова В.Л. « Экологические недели» 3. Шиленок Т.А., Кондратьева Н.Н. « Мы»-программа экологического образования детей 4. Николаева С.Н. « Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» 5. Рыжова А.Н. « Наш дом природа» 6. Молодова Л.П. « Игровые экологические занятия с детьми» 7. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. « И учеба, и игра: природоведение» 8. Волчкова В.Н. « Экология в старшей группе» 9. Коломина Н.В. « Занятия по экологии в детском саду»
Благодарю за внимание!