Проект – как технология мотивационного обучения в контексте ФГОС
Проект – это особая форма организации учебно- познавательной деятельности, основными формами которой становятся самостоятельная творческая работа ученика, исследование, проектирование, эксперимент.
Проектная деятельность – это система, позволяющая организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы.
Общая характеристика проектной деятельности. Это САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ деятельность учащегося, осуществляемая при помощи и поддержке учителя, (доля помощи учителя уменьшается по мере взросления учащегося и овладения им навыками проектной деятельности)
Общая характеристика проектной деятельности. Деятельность направлена на СОЗДАНИЕ НОВОГО ПРОДУКТА, причем ценность представляет не только и не столько произведенный продукт, сколько процесс его изготовления.
Общая характеристика проектной деятельности. Деятельность носит ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ характер, и имеет ряд существенных элементов, общих для любой проектной деятельности.
Общая характеристика проектной деятельности. Производимый продукт представляет определенную СОЦИАЛЬНУЮ и/или ЛИЧНУЮ ценность.
Виды проектов Учебный (предметный) проект - неотъемлемая часть учебного процесса в рамках современных образовательных технологий. Темы проектов предлагают учителя. Они же являются руководителями этих проектов. Персональный проект – выполняется учащимися 11 классов по требованиям новых ФГОС или выпускниками MYP. Ключевое отличие: самостоятельный выбор темы; социальная значимость проекта; большая продолжительность.
Виды учебных проектов Учебные проекты подразделяются на проекты (более трех недель) и мини- проекты (до трех недель), в зависимости от временных затрат. Урочные проекты/мини-проекты (вся работа над проектом осуществляется учащимися только в классе во время уроков) и внеурочные проекты (работа над проектами продолжается во внеурочное время).
Виды учебных проектов Индивидуальные проекты Групповые проекты (предпочтительны для детей младшего возраста, т.к. они в наибольшей степени соответствуют психологическим особенностям этого возраста и в максимальной степени работают на социализацию детей, овладение ими навыков групповой и командной работы.
Технология проектной деятельности. Постановка цели. Выбор средств достижения цели. Разработка программы (перечень необходимых действий, включая поиск, подбор и анализ информации, то есть предварительное исследование).
Технология проектной деятельности. Планирование, то есть выявление последовательных и параллельных этапов работы, оценка временных затрат на каждый из этих этапов, составление плана-графика и определение сроков, когда каждый из этапов должен быть закончен.
Технология проектной деятельности. Реализация плана, изготовление продукта. Представление готового продукта (презентация). Анализ своей работы и рефлексия.
Проектный цикл Организационно- информационный этап. Включает в себя погружение в проект: осознание задания, принятие и конкретизация цели и задач, сбор информации (содержательной, технологической, организационной).
Проектный цикл Исследовательский этап. Под учебным исследованием мы понимаем поиск способа решения задачи или поиск ответа на проблемный вопрос. На этом этапе необходим анализ ресурсов (информационных, материальных, технологических, временных). Продуктом на данном этапе является план деятельности с указанием возможности параллельных и последовательных действий.
Проектный цикл Созидательный этап. На данном этапе реализуется план, создается конечный продукт, который может быть как материальным, так и интеллектуальным и виртуальным.
Проектный цикл Оценивающий этап. Необходимо реализовывать все 3 вида оценки: самооценка, взаимооценка, экспертная оценка. Важной состовляющей деятельности на данном этапе является презентация.
Типы проектов По форме производимого продукта проекты подразделяются на пять типов: Материальные – изготовление какого-либо материального изделия (макет, костюм, прибор, газета и т.д.) Исследовательские – проведение исследования (поиск ответа на исследовательский вопрос и оформление его в письменном виде).
Типы проектов Ролевые – продуктом является некоторое действо (проведение урока, постановка спектакля, ролевая игра и т.д.) Художественные – создание произведения искусства (картина, скульптура, сказка, песня и т.д.)
Типы проектов Социальные – проведение некоторой акции, направленной на улучшение ситуации в обществе (под обществом может подразумеваться и класс, и школа, и город, и весь мир)
Оценивание проектов Оценивание проектов проводится по критериям. Достижения учащихся сравниваются с определенным эталоном, определенным заранее в ситуации общественного договора. Самооценивание – рефлексия – осмысление собственного опыта, выявление причин успеха или неуспеха, осознание собственных проблем и поиск внутренних ресурсов, способствующих их разрешению.
Критерии оценивания Ясность и четкость цели. Адекватность средств достижения цели. Ход работы – навыки организации собственной деятельности. Качество работы. Презентация. Анализ своей работы
Критерии оценивания Дополнительные критерии, отражающие специфику типа проекта, например: подбор источников и анализ информации в исследовании; оригинальность замысла и исполнения; эстетическая ценность в художественных проектах и т.п.