Проявления экстремизма и ксенофобии среди молодежи на территории России не редки. По мнению исследователей, истоки развития ксенофобии и связанного с ней агрессивного и враждебного поведения могут быть обнаружены в особенностях поведения подростка в ситуации встречи с незнакомцем.
Наиболее известные проявления ксенофобии и экстремизма – случаи насилия и агрессии, направленные против лиц иной этнической принадлежности. Особенностью подобных действий является то, что чаще всего в их совершении участвует молодежь, это вызывает беспокойство как в общественных кругах, так и в рамках отдельно взятой семьи, где воспитывается подросток.
Молодежный экстремизм как приверженность к крайним взглядам и действиям определяет девиантное поведение, выражающееся в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения или в их отрицании. Одной из форм подобного поведения молодежи являются враждебные действия по отношению к «чужим».
Ксенофобия - ненависть, нетерпимость или неприязнь к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному. Восприятие иного как непонятного, непостижимого, а поэтому опасного и враждебного. Воздвигнутое в ранг мировоззрения, может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления. Изредко может трактоваться буквально, как навязчивый страх перед другими людьми, то есть фобия в клиническом смысле.
Среди факторов возникновения ксенофобии и экстремизма в молодежной среде можно условно выделить несколько категорий: 1.социально-экономические 2. групповые 3.личностные.
В группу Социально- экономических Факторов могут входить, например: - особенности экономического развития общества; - безработица; - наблюдаемый в мире распад системы ценностей и др.
Среди Групповых факторов могут быть выделены следующие: - установки, предубеждения родителей; - взгляды, убеждения референтной группы (включая группу сверстников); - влияние авторитетных лиц в условиях референтной группы и др.
Личные факторы,среди которых можно назвать: - представления, установки подростков; - индивидуально- психологические особенности (повышенная внушаемость, агрессивность, низкие сензитивность и чувство эмпатии, индивидуальные особенности реактивности и протекания психических процессов); - эмоциональные особенности (состояние психического напряжения, переживание утраты, горя и т. п.).
Классные часы по толерантному воспитанию в игровой форме 1-4 класс.
Классный час по воспитанию толерантности «Все мы разные» 5-8 классы.
Классный час по профилактики экстремизма и правонарушений среди учащихся в сфере межнациональных отношений 9-11 класс.
Конкурс рисунка «Все мы разные, но мы вместе» 1-4 класс.
Конкурс ЭССЕ на тему: «Современные проблемы многонациональной России» класс.
Конкурс информационного наглядного плаката, посвященного дню толерантности 5-10 класс.