Резервы расширения среднего класса По результатам исследования «Динамика стратификационных процессов в современном российском обществе (трансформация социальных групп и качество жизни)» "Проект выполнен на средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 14 апреля 2008 года 192–рп" ФОНД «ЦЕНТР ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНЪЮНКТУРЫ»
Сентябрь По результатам опроса общественного мнения населения России: ВЦИОМ - Россия, март 2009 г.; выборка: 5000 человек в 140 населенных пунктах 42 регионов России. Статистическая погрешность не превышает 3%;
Сентябрь Структура российского общества Название группы Численность (%) Описание белые воротнички - 11,6 топ-менеджеры, владельцы небольших предприятий, высококвалифицированные специалисты белые воротнички - 28,8 менеджеры среднего звена, работники интеллектуального труда голубые воротнички - 12,4 "интеллигенция" - служащие, доминируют женщины, педагоги, врачи голубые воротнички -27,9служащие, доминируют женщины, более низкий доход, села синие воротнички - 12,6высококвалифицированные рабочие синие воротнички - 29,6 квалифицированные рабочие, доминируют мужчины, частный сектор серые воротнички24,2неквалифицированные рабочие, госсектор, села учащиеся5,1 неработающие8,7доминируют женщины пенсионеры29,0доминируют женщины
Сентябрь Социальная иерархия российского общества ,6% - «голубые воротнички-1» 1,6% 8,8% + 2,6% «белые воротнички – 2» 9,6% - «синие воротнички –2» учащиеся - 5,1%9,6% - неработающие пенсионеры - 9,6% 2,4% - «голубые воротнички-1» 7,9% - «голубые воротнички-2» 24,2% - «серые воротнички» «синие воротнички - 1» Средний класс 22,7% Зона бедности
Сентябрь Средний класс поддерживает переход к рынку
Сентябрь Почти половина среднего класса хорошо относится к бизнесменам
Сентябрь Средний класс все еще колеблется между свободой и равенством
Сентябрь Знакомство с позитивным опытом бизнеса – фактор социального оптимизма
Сентябрь Молодежь - резерв предпринимательства и среднего класса?
Сентябрь Молодежь теряет свой предпринимательский оптимизм уже в ходе обучения и в начале трудовой деятельности
Сентябрь Уровень патернализма сохранился, ставка на интеграцию – сократилась
Сентябрь Отношение к государству: очевидна близость оценок среднего класса и потенциальных предпринимателей
Сентябрь Так же очевидны расхождения в ценностных ориентациях потенциальных предпринимателей, среднего класса и остальных россиян
Сентябрь «Не плыть по течению» - основной девиз потенциальных предпринимателей
Сентябрь Контактная информация Фонд «Центр политической конъюнктуры», Москва, Лужнецкая наб., д.2/4 т/ф (+7495) ВЦИОМ, Москва, Болотная наб., д. 7, стр.1 т./ф. (+7495)