Корпоративная благотворительность на российской почве Семинар в ГУ Высшая школа экономики 11 октября 2011 г. Вячеслав Бахмин
О чем пойдет речь : Почему корпоративная благотворительность ? Корпоративная благотворительность как часть КСО Пирамида социальной ответственности бизнеса Зачем бизнесу благотворительность ? Специфика России Виды корпоративной благотворительности Корпоративная благотворительность в цифрах Особые виды корпоративной благотворительности ( пожертвования сотрудников и корпоративное волонтерство ) Тенденции в развитии корпоративной благотворительности
Корпоративная благотворительность как часть КСО Любая компания стремится к максимальной эффективности, которая позволяет производить и продавать качественную продукцию, предоставлять рабочие места, получать прибыль и выплачивать дивиденды акционерам и т. п. И в то же время : Бизнес - порождённый общественным развитием институт. Значит организации, занимающиеся бизнесом, должны нести перед социумом ответственность, должны соответствовать определённым общественным ожиданиям. Отсюда – концепция КСО
Пирамида социальной ответственности бизнеса Экономическая ответственность ( должное качество товаров и услуг, высокий уровень безопасности производства, нормальные условия работы персонала и т. д.) Правовая ответственность ( следование закону, соответствие деятельности правовым нормам ) Этическая ответственность ( соответствие определенным нормам морали, принятым в обществе ) Филантропическая ответственность ( деятельность, направленная на повышение благосостояния общества, добровольное участие в социальныъ программах )
Что же такое социальная ответственность ? « Ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества, учитывает ожидания заинтересованных сторон, соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения, а также интегрировано в деятельность всей организации и применяется в ее взаимоотношениях » Из ИСО : 2010 « Руководство по социальной ответственности »
А как понимают ее наши бизнесмены ? Что, по вашему мнению, в первую очередь характеризует бизнес как социально ответственный ? ( допускается три варианта ответа ) Опрос ВЦИОМ 2007 г.
Зачем бизнесу благотворительность ? Главное – долгосрочные репутационные приобретения в регионе присутствия (« гражданское » поведение ) Но и при выходе на международные рынки (« приличное » поведение ) Учет интересов ( и влияния ) всех групп, влияющих на работу корпорации Корпоративная благотворительность и социальные инвестиции
Бизнес и благотворительность : соотношение и проблемы Благотворительность и спонсорство Что легко и что трудно в корпоративной благотворительности ( примеры нефтяных компаний и БАТ ) Пример Сити - банк Фонда (« профильная » благотворительность ) Проблема профессионализма
Специфика России Патерналистские настроения населения ( бизнес замещает власть в социальной сфере ) Взаимозависимость бизнеса и власти ( властный рэккет, бизнес формирует социальную политику ) Отсутствие культуры и опыта благотворительности ( действуем путем проб и ошибок ) Отсутствие доверия ( прямая благотворительность ) Неблагоприятный правовой климат У крупного бизнеса много денег ( около 90% благотворительных средств идет от бизнеса )
Виды корпоративной благотворительности стихийная и институциональная альтруистическая и стратегическая реактивная и проактивная Частично можно рассматривать как этапы развития но еще бывает денежная и натуральная « вместо сувениров » ( программа CAF) Проект « Лидеры корпоративной благотворительности » (53 компании в 2010 г.)
« Лидеры корпоративной благотворительности »: итоги 2009 г. Лучшие по итогам работы в 2009 году : 1. ОАО « БАНК УРАЛСИБ » 2. ОАО АФК « Система » 3. ОАО « Вольскцемент » 4. ОАО АК « Трансаэро » 5. ОАО « ЛУКОЙЛ » 6. ОАО « БИНБАНК » 7. ОАО « Минерально - хомическая компания « ЕвроХим » 8. Алкоа Россия 9. ОАО « Трубная металлургическая компания » 10. ОАО « Северсталь »
Корпоративная благотворительность в цифрах ( данные CAF) Крупная российская компания тратит в год на благотворительные цели в среднем 17% прибыли Более 70% российских компаний так или иначе оказывают помощь обществу Более 80% средств крупных компаний направляется в города присутствия, из них более половины расходуется местными властями Более 90% пожертвований всех компаний направляется в государственные учреждения : университеты, музеи, больницы, детские дома Российские компании помогают не обществу, они помогают государству
Сбор частных пожертвований сотрудников ( программа CAF) Специфика : самостоятельность выбора и добровольность легкость и регулярность (payroll giving) прозрачность и отчетность ( компьютерная программа ) объединение вклада сотрудника и корпорации ( не всегда ) В настоящее время программы реализуются в БАТ ( с 2003 г ), ИД Independent Media Sanoma Magazines, Procter&Gamble, ОАО « Альфа - Банк », ОАО « ТНК - ВР Менеджмент », BP Россия, « Ресо - Гарантия » и CAF Россия. За это время более около 70 миллионов рублей для 38 благотворительных организаций
Корпоративное волонтерство В чем отличие от индивидуального волонтерства ? Что дает бизнесу и сотрудникам : Корпоративное волонтерство позволяет привлечь и удерживать квалифицированных специалистов, создавать хороший психологический микроклимат в коллективе, поддерживать корпоративную культуру и формировать лояльность сотрудников к компании Сотрудники компаний в волонтерстве видят возможность проявления качеств, которые оказываются невостребованными при выполнении основной работы
Корпоративное волонтерство - 2 Четыре модели : Бизнес - ориентированная модель ( имидж, кадры, связи ) Социальная модель ( услуги социально незащищенным ) Социальное развитие ( решение социальных проблем ) Развитие человеческого потенциала ( воспитание граждан, развитие личности ) Тенденции : pro bono инклюзивность ( участвуют бывшие сотрудники, члены семей, клиенты, партнеры )
Тенденции в развитии корпоративной благотворительности в России Собственно благотворительность начинает вытесняться стратегическими программами социальной политики Чем прозрачнее будет становиться бизнес, тем меньше будет корпоративной благотворительности Доля корпоративной благотворительности в общем объеме благотворительности будет снижаться Компании будут заниматься преимущественно профильной, т. е. связанной с ее основной производственной деятельностью благотворительностью Будет развиваться корпоративное волонтерство
Спасибо за внимание