Социальный педагог К.А. Кривоногова Чердынцевский КОЦ Частоозерский район Курганская область 2011 год
Из истории: Упоминания о жестокостях к детям в различных литературных источниках встречаются до II в. н.э. Упоминания о жестокостях к детям в различных литературных источниках встречаются до II в. н.э. детей убивали в ритуальных целях: считалось, что убитый ребенок может помочь бесплодным женщинам справиться с болезнями, обеспечить здоровье и молодость; детей убивали в ритуальных целях: считалось, что убитый ребенок может помочь бесплодным женщинам справиться с болезнями, обеспечить здоровье и молодость; их хоронили под фундаментом здания, чтобы сделать его прочнее; их хоронили под фундаментом здания, чтобы сделать его прочнее; детей продавали и покупали. детей продавали и покупали.
Всегда считалось что самое безопасное место для детей – это собственный дом и семья. Однако, факты ставят это утверждение под сомнение. По данным статистики, более 50% преступлений в быту совершаются в присутствии детей, 30-40% всех тяжких преступлений совершается в семье. Около 10 тыс. родителей лишаются судами родительских прав и более 2,5 тыс. детей забираются у родителей без такого лишения, поскольку нахождение ребенка в семье представляет угрозу его жизни и здоровью. В 80% случаев дети попадают в приюты и детские дома из-за невыполнения родителями своих прямых обязанностей по воспитанию, что создает реальную угрозу их жизни и здоровью. Всегда считалось что самое безопасное место для детей – это собственный дом и семья. Однако, факты ставят это утверждение под сомнение. По данным статистики, более 50% преступлений в быту совершаются в присутствии детей, 30-40% всех тяжких преступлений совершается в семье. Около 10 тыс. родителей лишаются судами родительских прав и более 2,5 тыс. детей забираются у родителей без такого лишения, поскольку нахождение ребенка в семье представляет угрозу его жизни и здоровью. В 80% случаев дети попадают в приюты и детские дома из-за невыполнения родителями своих прямых обязанностей по воспитанию, что создает реальную угрозу их жизни и здоровью. Статистика жестокого обращения с детьми по России
Задачи профилактической работы: Защита детей от жестокого обращения начиная с самого раннего возраста. Защита детей от жестокого обращения начиная с самого раннего возраста. Профилактика всех форм насилия над детьми дома, на улице, в общественных местах. Профилактика всех форм насилия над детьми дома, на улице, в общественных местах. Организация совместной работы с родителями по повышению их уровня образованности и компетентности в различных трудных жизненных ситуациях. Организация совместной работы с родителями по повышению их уровня образованности и компетентности в различных трудных жизненных ситуациях. Сотрудничество с органами опеки и попечительства, правоохранительных, здравоохранения, культуры с целью формирования ответственной и способной к жизни в обществе личности. Сотрудничество с органами опеки и попечительства, правоохранительных, здравоохранения, культуры с целью формирования ответственной и способной к жизни в обществе личности.
Причины жестокого обращения с детьми: -безработица или низкая материальная обеспеченность; -безработица или низкая материальная обеспеченность; -алкоголизм одного или обоих родителей -алкоголизм одного или обоих родителей -одиночество или распавшийся брак; -одиночество или распавшийся брак; -слишком маленькое жилье, усиливающее напряженность, -слишком маленькое жилье, усиливающее напряженность, -физическое или психическое переутомление; -физическое или психическое переутомление; -незрелость родителей; -незрелость родителей; -эгоизм родителей, их стремление к развлечениям; -эгоизм родителей, их стремление к развлечениям; -отсутствие привязанности к ребенку; -отсутствие привязанности к ребенку; -чрезмерная требовательность; -чрезмерная требовательность; -рождение другого ребенка; -рождение другого ребенка; -большое количество детей; -большое количество детей;
Формы работы с семьей: Родительские собрания по актуальным проблемам, возрастным особенностям детей; Родительские собрания по актуальным проблемам, возрастным особенностям детей; Анкетирование родителей; Анкетирование родителей; Размещение материалов на информационных стендах, в папках «В помощь родителям», в буклетах, памятках «Насилие в семье»; Размещение материалов на информационных стендах, в папках «В помощь родителям», в буклетах, памятках «Насилие в семье»; Тренинг для родителей и детей; Тренинг для родителей и детей; Совместные игры, праздники детей и родителей; Совместные игры, праздники детей и родителей; Индивидуальные и групповые консультации; Индивидуальные и групповые консультации; Наблюдение, беседа, посещение квартир; Наблюдение, беседа, посещение квартир; Обращение к специалистам службы ППМС сопровождения; Обращение к специалистам службы ППМС сопровождения; Взаимодействие с администрацией сельсовета; Взаимодействие с администрацией сельсовета; Оказание педагогической помощи ребенку в семье. Оказание педагогической помощи ребенку в семье.
Психологические правила организации общения педагога с детьми : Будьте внимательны к своим воспитанникам, отмечайте малейшие изменения в их поведении. Будьте внимательны к своим воспитанникам, отмечайте малейшие изменения в их поведении. Нельзя торопится с выводами, проявляйте терпение, доброжелательность. Побеседуйте с родителями. Нельзя торопится с выводами, проявляйте терпение, доброжелательность. Побеседуйте с родителями. Будьте объективны в сложившейся ситуации. Будьте объективны в сложившейся ситуации. Не поддавайтесь эмоциям, чувствам. Не поддавайтесь эмоциям, чувствам. Всегда чувствуйте психологическую атмосферу в семье. Для этого необходимо: наблюдать за детьми, обращать внимание на их поведение, понимать выражение глаз, их мимику и жесты. Всегда чувствуйте психологическую атмосферу в семье. Для этого необходимо: наблюдать за детьми, обращать внимание на их поведение, понимать выражение глаз, их мимику и жесты. Искренне интересуйтесь жизнью своих воспитанников. Искренне интересуйтесь жизнью своих воспитанников. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям детей: не придирайтесь, не пытайтесь переделать, не критикуйте, чаще хвалите! Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям детей: не придирайтесь, не пытайтесь переделать, не критикуйте, чаще хвалите!
Действия в случае выявления жестокого обращения: Сообщение специалистам службы и администрации сельсовета о выявленном случае жестокого обращения. Сообщение специалистам службы и администрации сельсовета о выявленном случае жестокого обращения. Предоставление всей информации, касающейся ребенка и его семьи, которая может помочь при планировании дальнейших действий. Предоставление всей информации, касающейся ребенка и его семьи, которая может помочь при планировании дальнейших действий. Оказание моральной поддержки ребенку. Оказание моральной поддержки ребенку. Составление социально-педагогической характеристики семьи. Составление социально-педагогической характеристики семьи. Составление индивидуального плана работы с ребенком и/или с семьей. Составление индивидуального плана работы с ребенком и/или с семьей. Отчет о проведенной работе по выявленному факту жестокого обращения. Отчет о проведенной работе по выявленному факту жестокого обращения.
Домашнее насилие – это не семейный конфликт, это преступление Насилие может произойти в любой семье независимо от места жительства, социальной и национальной принадлежности, от уровня достатка и образования. Насилие может произойти в любой семье независимо от места жительства, социальной и национальной принадлежности, от уровня достатка и образования.
Родителям о наказаниях 1. Шлепая ребенка, вы учите его бояться вас. 1. Шлепая ребенка, вы учите его бояться вас. 2. Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им плохой пример. 2. Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им плохой пример. 3. Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры. 3. Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры. 4. Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка. 4. Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка. 5. Если вы шлепаете ребенка «под горячую руку», это означает, что вы хуже владеете собой, нежели требуете того от ребенка. 5. Если вы шлепаете ребенка «под горячую руку», это означает, что вы хуже владеете собой, нежели требуете того от ребенка. 6. Задача дисциплинарной техники - изменить желания ребенка, а не только его поведение. 6. Задача дисциплинарной техники - изменить желания ребенка, а не только его поведение. 7. Очень часто наказание не исправляет поведение, а лишь преображает его. 7. Очень часто наказание не исправляет поведение, а лишь преображает его. 8. Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям. 8. Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям. 9. У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства - любовь и ненависть, - как сразу возникнет конфликт. 9. У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства - любовь и ненависть, - как сразу возникнет конфликт. 10. Частые наказания побуждают ребенка оставаться инфантильным. 10. Частые наказания побуждают ребенка оставаться инфантильным. 11. Наказание может заставить ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами. 11. Наказание может заставить ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами. 12. Нельзя наказывать ребенка до 2,5-3 лет. 12. Нельзя наказывать ребенка до 2,5-3 лет.
Чем заменить наказания? 1. Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей. 1. Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей. 2. Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки. 2. Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки. 3. Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что ему хочется. 3. Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что ему хочется. 4. Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь - подождите, пока поступок повторится. 4. Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь - подождите, пока поступок повторится. 5. Наградами. В конце концов, они более эффективны, чем наказание. 5. Наградами. В конце концов, они более эффективны, чем наказание.
Результат профилактической работы с неблагополучной семьёй: Отец работает на наёмных работах у пенсионеров, частных предпринимателей. Отец работает на наёмных работах у пенсионеров, частных предпринимателей. Мать устроилась поваром в школу. Мать устроилась поваром в школу. Дети посещают группу кратковременного пребывания. Дети посещают группу кратковременного пребывания. Материальную и финансовую поддержку оказывает семье свекровь. Материальную и финансовую поддержку оказывает семье свекровь. Собираются документы на оформление материнского капитала. Собираются документы на оформление материнского капитала.
Родители на работе
Устройство детей в группу кратковременного пребывания
Индивидуальный подход
Адаптация в детском коллективе
Будьте бдительны! Не оставляйте без внимания особенности поведения родителей и детей! Отнеситесь к детям, Отнеситесь к детям, подвергшимся насилию или жестокому обращению, с любовью, лаской, добротой, и тогда они отплатят Вам тем же! подвергшимся насилию или жестокому обращению, с любовью, лаской, добротой, и тогда они отплатят Вам тем же! Как бы ни работали педагоги и воспитатели, этого мало ребёнка, прежде всего, защищает любовь родителей! Как бы ни работали педагоги и воспитатели, этого мало ребёнка, прежде всего, защищает любовь родителей!
Дети – это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это, будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. Дети – это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это, будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. А. С. Макаренко А. С. Макаренко