Живописец, иллюстратор, график.
Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела.
В возрасте 23 лет Борис Пастернак едет в Марбургский университет для получения докторской степени, но увлечение философией оказалось недолгим.
«Прощай, философия!» - эти слова из автобиографической повести «Охранная грамота» теперь значатся на мемориальной доске дома в Марбурге, где некогда проживал безвестный студент, ставший всемирно почитаемым классиком.
Я вздрагивал. Я загорался и гас. Я трясся. Я сделал сейчас предложенье,- Но поздно, я сдрейфил, и вот мне – отказ. Как жаль её слёз! Я святого блаженней. Когда я упал пред тобой, охватив Туман этот, лёд этот, эту поверхность (Как ты хороша!) – этот вихрь духоты… О чём ты? Опомнись! Пропало…Отвергнут…
Вместе с Николаем Асеевым и Сергеем Бобровым поэт организовал группу «умеренных» футуристов – «Центрифуга». В 1920 году поддерживал связи с группой «ЛЕФ», но в целом занимал независимою позицию.
Тёплые отношения друг к другу, несмотря на порой возникавшие разногласия, Пастернак и Маяковский пронесли через всю жизнь. Сила влияния творческой манеры Маяковского была столь велика, что Пастернак, по его собственному признанию, должен был сопротивляться этому воздействию.
Первая книга стихов, завершившая исходный период творчества Пастернака, определённый самим автором как «начальная пора» его поэтической деятельности. Основные темы сборника: любовь и дружба, творчество и космос, смерть и бессмертие, сон и сновидения.
Кардинальная смена обстановки позволила Пастернаку с новыми силами взяться за творчество. Возобновились занятия музыкой. Появилось новое серьёзное увлечение – фотография.
Ах, Марина, давно уже время, Да и труд не такой уж ахти, Твой заброшенный прах в реквиеме Из Елабуги перенести. Торжество твоего переноса Я задумывал в прошлом году Над снегами пустынного плёса, Где зимуют баркасы во льду.
« Гордое лицо с довольно крупными смелыми чертами, тонкий нос со своеобразным вырезом ноздрей, огромный, открытый, умный лоб,» - так передавала своё впечатление о ней Е. Б. Черняк. О, как она была смела, Когда едва из-под крыла Любимой матери, шутя, Свой детский смех мне отдала, Без прекословий и помех Свой детский мир и детский смех, Обид не знавшее дитя, Свои заботы и дела.
Самый удачный сборник Пастернака. Стихи представляют собой целостное произведение, лирический роман, в основу которого была положена история взаимоотношений поэта с Еленой Виноград. Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе Расшиблась весенним дождём обо всех, Но люди в брелоках высоко брюзгливы И вежливо жалят, как змеи в овсе.
Это - круто налившийся свист, Это – щёлканье сдавленных льдинок, Это – ночь, леденящая лист, Это – двух соловьёв поединок. Это – сладкий заглохший горох, Это – слёзы вселенной в лопатках, Это – с пультов и флейт – Figaro Низвергается градом на грядку.
Книга построилась как некое музыкальное произведение, где основные мелодии разветвляются и, не теряя связи с основной темой, вступают в самостоятельную жизнь.
Любить иных - тяжёлый крест, А ты прекрасна без извилин, И прелести твоей секрет Разгадке жизни равносилен. Весною слышен шорох снов И шелест новостей и истин. Ты из семьи таких основ. Твой смысл, как воздух, бескорыстен. Легко проснуться и прозреть, Словесный сор из сердца вытрясть И жить, не засоряясь впредь. Всё это – не большая хитрость.
«Второе рождение» - всеобъемлющая формула в художественном мире Пастернака, обозначающая особое состояние души, когда под воздействием сильного потрясения ( любовь, вернувшееся вдохновение) поэт как бы заново открывает для себя мир, заново рождается как лирик.
В 1946 году Борис Пастернак познакомился с Ольгой Ивинской, ставшей «музой» поэта. Он посвятил ей многие стихотворения.
В 1936 году Пастернак поселился на даче в Переделкино.
30 мая 1960 года Бориса Пастернака не стало. Чувство исполненного долга, доверие к жизни и поддержка близких людей помогали ему мужественно переносить физические и душевные муки.
Имя Бориса Пастернака – неповторимого русского лирика – останется в истории литературы навсегда. Людям всегда будет нужна его одухотворенная, чудесная и полная жизни поэзия.