Литература Рубежа XIX -XX вв. ХХ век – эпоха мировых войн, революций, изменения соотношения сил на мировой арене. ХХ век – эпоха мировых войн, революций,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Поздний романтизм - направление в литературе, для которого характерно изображение исключительного героя в исключительных, фантастических обстоятельствах.
Advertisements

ЛИТЕРАТУРА РУБЕЖА XIX – XX ВЕКОВ. АНГЛИЯ.. Социокультурные факторы эпохи Начало перехода от индустриальной к информационной цивилизации Начало перехода.
Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк Выполнила ученица 4 класса Б Соболь Анна.
ЛИТЕРАТУРА XIX век в зеркале художественных исканий.
Русская литература конца XIX –начала XX века. Обзор. Реализм и модернизм как литературные направления Лекция 1. Введение.
Обзор литературы второй половины ХIХ века 1.Общественно-политическая и культурно- историческая обстановка в России. 2.Особенности развития литературы и.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ урока литературы по теме «Русская литература второй половины XIX века». Выполнила учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 5» г. Оренбурга.
XIX век в зеркале художественных исканий. Зарубежная литература. урок по новой истории 8 класс Автор: Лялина Людмила Павловна.
Символизм Символизм – это преображение грубой действительности в сладкую мечту. Ф. Сологуб.
Работу выполнила Ученица 9а класса Разумная Валерия.
Шедевры русской литературы 19 века.. Русская литература всегда отличалась необыкновенной чуткостью к решению нравственных вопросов. Великий поэт гордился.
Бернард Шоу – творец интеллектуального театра XX века Мой способ шутить – это говорить правду. На свете нет ничего смешнее… Выполнила: ученица 11 класса.
М. Метерлинк «Синяя птица». Морис Метерлинк ( ) Бельгийский драматург и философ. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1911 года. Бельгийский.
ВОПРОС 1 ВОПРОС 2 Дайте характеристику развитию высшего образования в России? Какие высшие учебные заведения появились в России?
«Вечные» вопросы в зарубежной литературе. Реализм в Америке и Европе.
Характеристика литературного процесса 20 века. Много лет размышлял я над жизнью земной. Непонятного нет для меня под луной, Мне известно, что мне ничего.
Натурализм Натурали́зм (фр. naturalisme от лат. naturalis «природный, естественный») поздняя стадия развития реализма (или позитивизма) в литературе конца.
Сравнение определений. 1. Определения 2. Общие элементы определений 3. Сравнение 4. Авторское определение.
Презентация на тему: «Н.В. Гоголь и его время». Среди замечательных деятелей русской и мировой литературы почетное место принадлежит Николаю Васильевичу.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ. СОДЕРЖАНИЕ: Сентиментализм Классицизм Романтизм Реализм Символизм Акмеизм Футуризм.
Транксрипт:

Литература Рубежа XIX -XX вв. ХХ век – эпоха мировых войн, революций, изменения соотношения сил на мировой арене. ХХ век – эпоха мировых войн, революций, изменения соотношения сил на мировой арене. Связь литературного процесса с происходящими в мире событиями. Связь литературного процесса с происходящими в мире событиями. Реализм на рубеже XIX –XX веков. Реализм на рубеже XIX –XX веков. Социально-психологическая линия реализма: Мопассан, Мередит, Гарди, Джеймс, Драйзер. Социально-психологическая линия реализма: Мопассан, Мередит, Гарди, Джеймс, Драйзер.

Ги де Мопассан ( ) Великий французский писатель, глава реалистического направления в литературе конца XIX в. Великий французский писатель, глава реалистического направления в литературе конца XIX в. Своими учителями Мопассан считал Г.Флобера, И.С.Тургенева, Э.Золя. Своими учителями Мопассан считал Г.Флобера, И.С.Тургенева, Э.Золя е гг. новелла – ведущий реалистический жанр е гг. новелла – ведущий реалистический жанр. Первый выдающийся литературный успех – новелла «Пышка» (1880). Первый выдающийся литературный успех – новелла «Пышка» (1880). Сборники новелл «Заведение Телье» (1881), «Мадемуазель Фифи» (1882), «Дядюшка Милон» (!883) и др. Сборники новелл «Заведение Телье» (1881), «Мадемуазель Фифи» (1882), «Дядюшка Милон» (!883) и др. Лежащий в основе новеллы единичный факт приобретает особое, обобщенное значение. Лежащий в основе новеллы единичный факт приобретает особое, обобщенное значение. Значительны достижения в создании реалистических романов. «Жизнь» (1883), «Милый друг» (1885) и др. Значительны достижения в создании реалистических романов. «Жизнь» (1883), «Милый друг» (1885) и др.

Джордж Мередит ( ) Романист, поэт, журналист. Продолжение сатирических традиций классиков реализма, развитие принципов сатирического отражения действительности. Романист, поэт, журналист. Продолжение сатирических традиций классиков реализма, развитие принципов сатирического отражения действительности. Характерная особенность – психологизм, стремление к драматизации прозы, метафоричность, переходящая в символику. Тип интеллектуального романа. Характерная особенность – психологизм, стремление к драматизации прозы, метафоричность, переходящая в символику. Тип интеллектуального романа. Три периода творчества. Три периода творчества. I – первые 6 романов: «Испытание Ричарда Февереля» (1859), «Виттория» (1866). I – первые 6 романов: «Испытание Ричарда Февереля» (1859), «Виттория» (1866). II – лучшие романы писателя «Карьера Бьючема» (1875), «Эгоист» (1879). II – лучшие романы писателя «Карьера Бьючема» (1875), «Эгоист» (1879). III - 4 последних романа – «Один из наших завоевателей» (1891) и др. III - 4 последних романа – «Один из наших завоевателей» (1891) и др.

Томас Гарди ( ) Романист, новеллист, поэт. Непримиримый критик капиталистической действительности. Романист, новеллист, поэт. Непримиримый критик капиталистической действительности. Драматизм творчества, внимание к народной культуре сельской Англии. Драматизм творчества, внимание к народной культуре сельской Англии. Изображение трагических конфликтов эпохи, разрушение английской деревни под напором крупного капитала. Изображение трагических конфликтов эпохи, разрушение английской деревни под напором крупного капитала. Первый период творчества ( –е гг.). Романы «Тэсс из рода д Эрбервиллей» (1891) и «Джуд Незаметный» (1895) – лучшие произведения английского критического реализма конца XIX в. Первый период творчества ( –е гг.). Романы «Тэсс из рода д Эрбервиллей» (1891) и «Джуд Незаметный» (1895) – лучшие произведения английского критического реализма конца XIX в.

Социально-философская линия реализма Анатоль Франс ( ) – великий французский писатель, один из наиболее значительных представителей критического реализма рубежа веков. Анатоль Франс ( ) – великий французский писатель, один из наиболее значительных представителей критического реализма рубежа веков. В романах «Преступление Сильвестра Боннара» (1881), «Суждения господина Жерома Куаньяра» (1893) в форме скептической иронии проявляется неприятие буржуазной действительности. В романах «Преступление Сильвестра Боннара» (1881), «Суждения господина Жерома Куаньяра» (1893) в форме скептической иронии проявляется неприятие буржуазной действительности. Жанр философского романа. Жанр философского романа. Борьба идей, а не характеров, скептико-философский тон повествования, вспомогательное значение сюжета определяют своеобразие жанра. Борьба идей, а не характеров, скептико-философский тон повествования, вспомогательное значение сюжета определяют своеобразие жанра.

Западноевропейская «новая драма». Рубеж XIX-XX вв. в истории западноевропейской литературы - мощный подъем драматического искусства. Рубеж XIX-XX вв. в истории западноевропейской литературы - мощный подъем драматического искусства. Возникновение «новой драмы» в атмосфере культа науки. Влияние на новую драму различных идейно- стилевых течений и литературных школ от натурализма до символизма. Возникновение «новой драмы» в атмосфере культа науки. Влияние на новую драму различных идейно- стилевых течений и литературных школ от натурализма до символизма. Привлечение новой драмой внимания к наиболее жгучим и животрепещущим проблемам. Привлечение новой драмой внимания к наиболее жгучим и животрепещущим проблемам. Роль новатора и первопроходца новой драмы - норвежского писателя Генрика Ибсена. Роль новатора и первопроходца новой драмы - норвежского писателя Генрика Ибсена. У истоков новой драмы стояли Бьернсон, Стринберг, Золя, Гауптман, Шоу, Гамсун, Метерлинк и др. У истоков новой драмы стояли Бьернсон, Стринберг, Золя, Гауптман, Шоу, Гамсун, Метерлинк и др.

Генрих Ибсен ( ) Норвежскому писателю Ибсену принадлежит роль новатора и первопроходца в истории западноевропейской «новой драмы». Норвежскому писателю Ибсену принадлежит роль новатора и первопроходца в истории западноевропейской «новой драмы». В 1860-е гг. Ибсен начинает как романтик. В 1860-е гг. Ибсен начинает как романтик. В 1849 г. он написал свою первую романтическую драму «Катилина». В 1849 г. он написал свою первую романтическую драму «Катилина». Вершина романтического творчества – философско-символические драмы «Бранд» (1866) и «Пер Гюнт» (1867). Вершина романтического творчества – философско-символические драмы «Бранд» (1866) и «Пер Гюнт» (1867). Философские проблемы назначения и морального долга человека. Философские проблемы назначения и морального долга человека.

В е гг. главные художественные достижения Ибсена в области реалистической драматургии. В е гг. главные художественные достижения Ибсена в области реалистической драматургии. «Столпы общества» (1877) – социальная драма с беспощадной критикой духовного состояния норвежского общества. «Столпы общества» (1877) – социальная драма с беспощадной критикой духовного состояния норвежского общества г. – психологическая драма «Кукольный дом». Успех пьесы в Европе г. – психологическая драма «Кукольный дом». Успех пьесы в Европе. Лучшие пьесы «Привидения» (1881), «Гедда Габлер» (1890). Лучшие пьесы «Привидения» (1881), «Гедда Габлер» (1890). В 1890-е символика в его пьесах сближает Ибсена с символистами и неоромантиками конца века. В 1890-е символика в его пьесах сближает Ибсена с символистами и неоромантиками конца века.

Английская литература начала XX века. Творчество Герберта Уэллса, Бернарда Шоу, Джона Голсуорси. Творчество Герберта Уэллса, Бернарда Шоу, Джона Голсуорси. Развитие и обогащение реалистических традиций. Развитие и обогащение реалистических традиций. Английские писатели о значении русской литературы, о благотворном русском влиянии Тургенева, Толстого, Достоевского, Чехова на развитие современной европейской и английской литературы. Английские писатели о значении русской литературы, о благотворном русском влиянии Тургенева, Толстого, Достоевского, Чехова на развитие современной европейской и английской литературы.

Бернард Шоу ( ) Начало творческого пути Шоу-драматурга в 1890-е гг. Начало творческого пути Шоу-драматурга в 1890-е гг. Постановка первой драмы Шоу «Дома вдовца» (1892) в Независимом театре – начало «новой драмы» В Англии. Постановка первой драмы Шоу «Дома вдовца» (1892) в Независимом театре – начало «новой драмы» В Англии. Цикл «Неприятных пьес»: «Дома вдовца», «Волокита» (1893), «Профессия миссис Уоррен» ( ). Цикл «Неприятных пьес»: «Дома вдовца», «Волокита» (1893), «Профессия миссис Уоррен» ( ). Цикл «Пьесы приятные»: «Оружие и человек», «Кандида» (1894), «Избранник судьбы» (1895), «Поживем-увидим» ( ). Цикл «Пьесы приятные»: «Оружие и человек», «Кандида» (1894), «Избранник судьбы» (1895), «Поживем-увидим» ( ).

«Пьесы для пуритан» - «Ученик дьявола» ( ), «Цезарь и Клеопатра» (1898). «Пьесы для пуритан» - «Ученик дьявола» ( ), «Цезарь и Клеопатра» (1898). Ранний этап творчества Шоу – «изображение жизни в формах самой жизни» Ранний этап творчества Шоу – «изображение жизни в формах самой жизни» Интеллектуальная драма Шоу – обобщенно- условные художественные формы. Интеллектуальная драма Шоу – обобщенно- условные художественные формы. Разнообразие форм драматического искусства – от социально-критических и социально- философских пьес до фарсов и «политических экстраваганций» (забавно-фантастические пьесы). Разнообразие форм драматического искусства – от социально-критических и социально- философских пьес до фарсов и «политических экстраваганций» (забавно-фантастические пьесы). Самая популярная пьеса Шоу – комедия «Пигмалион» (1912). Самая популярная пьеса Шоу – комедия «Пигмалион» (1912).

Сатирико-юмористическая линия реализма Г.Манн, Марк Твен, О.Генри. Г.Манн, Марк Твен, О.Генри. Генрих Манн ( ) – создатель немецкого социального сатирического романа о современности. Генрих Манн ( ) – создатель немецкого социального сатирического романа о современности. Его наиболее значительные реалистические произведения «Учитель Унрат» (1904) и «Верноподданный» (1914). Его наиболее значительные реалистические произведения «Учитель Унрат» (1904) и «Верноподданный» (1914).

Шведская литература Как и в других скандинавских странах, е гг. в Швеции были периодом наивысшего расцвета реалистической литературы, опиравшейся на традиции Г.Ибсена, Г.Брандеса. Как и в других скандинавских странах, е гг. в Швеции были периодом наивысшего расцвета реалистической литературы, опиравшейся на традиции Г.Ибсена, Г.Брандеса. Во главе реалистов в это время стоял А.Стринберг. Во главе реалистов в это время стоял А.Стринберг. Неоднородность шведского реализма. Неоднородность шведского реализма. Влияние натурализма, импрессионизма и символизма. Влияние натурализма, импрессионизма и символизма. Дань этим явлениям конца века отдал и Стринберг. Дань этим явлениям конца века отдал и Стринберг.

Август Стринберг ( ) Смелый теоретик и экспериментатор. Смелый теоретик и экспериментатор. «Оставаясь вне школ и течений, возвышаясь над ними, Стринберг всех их вобрал в себя. Натуралист и столько же неоромантик, он предвосхищает экспрессионизм… и вместе с тем является первым сюрреалистом…» Т.Манн. «Оставаясь вне школ и течений, возвышаясь над ними, Стринберг всех их вобрал в себя. Натуралист и столько же неоромантик, он предвосхищает экспрессионизм… и вместе с тем является первым сюрреалистом…» Т.Манн. Наиболее примечательна в его творчестве драматургия. Социально-критические драмы «Отец» (1887), «Фрекен Жюли» (1888). Наиболее примечательна в его творчестве драматургия. Социально-критические драмы «Отец» (1887), «Фрекен Жюли» (1888). Манифест «натуралистической» «новой драмы» Стринберга – «Предисловие к «Фрекен Жюли». Манифест «натуралистической» «новой драмы» Стринберга – «Предисловие к «Фрекен Жюли».

Герхард Гауптман ( ) Позитивистская концепция действительности в пьесах к х – н х гг. Позитивистская концепция действительности в пьесах к х – н х гг. Вторая половина 1890-х гг. – создание реалистических пьес на современную тему и драм- сказок, проникнутых неоромантическими и символистскими исканиями. Вторая половина 1890-х гг. – создание реалистических пьес на современную тему и драм- сказок, проникнутых неоромантическими и символистскими исканиями. Широкое признание пьесы «Перед заходом солнца» (1889) – первой современной проблемной Широкое признание пьесы «Перед заходом солнца» (1889) – первой современной проблемной драмы в Германии. драмы в Германии. «Мое литературное творчество корнями своими уходит к Толстому» (Гауптман). «Мое литературное творчество корнями своими уходит к Толстому» (Гауптман).

Символизм Символизм во французской литературе рубежа XIX-XXвв. Символизм во французской литературе рубежа XIX-XXвв. В основе его эстетики идеалистическая концепция двоемирия, согласно которой весь окружающий мир – лишь тень, «символ» мира идей, постижение которого возможно лишь через интуицию, через «суггестивный образ», а не с помощью разума. В основе его эстетики идеалистическая концепция двоемирия, согласно которой весь окружающий мир – лишь тень, «символ» мира идей, постижение которого возможно лишь через интуицию, через «суггестивный образ», а не с помощью разума. Верлен, Рембо, Малларме, Метерлинк Верлен, Рембо, Малларме, Метерлинк

Символизм. Неоромантизм. Эстетизм. Морис Метерлинк ( ) Морис Метерлинк ( ) «Принцесса Мален» - первое значительное достижение символического театра Метерлинка. «Принцесса Мален» - первое значительное достижение символического театра Метерлинка. Лауреат Нобелевской премии (1911). Лауреат Нобелевской премии (1911). Неоромантизм. Неоромантизм. Роберт Луис Стивенсон. «Ночлег Франсуа Вийона, «Верасковый мед». Роберт Луис Стивенсон. «Ночлег Франсуа Вийона, «Верасковый мед». Эстетизм О.Уайльда. Эстетизм О.Уайльда.

Герберт Уэллс Социально-научная фантастика Герберта Уэллса. Социально-научная фантастика Герберта Уэллса. Проблема научно-технического прогресса в его творчестве: вера в возможности человеческого разума, тема совершаемых научных открытий и их последствий для судеб человечества. Проблема научно-технического прогресса в его творчестве: вера в возможности человеческого разума, тема совершаемых научных открытий и их последствий для судеб человечества. Картина общества будущего в романе Машина времени. Картина общества будущего в романе Машина времени. Борьба миров, Первые люди на Луне, Человек- невидимка – изображение космических войн, межпланетных полетов, драматизма судьбы ученого. Борьба миров, Первые люди на Луне, Человек- невидимка – изображение космических войн, межпланетных полетов, драматизма судьбы ученого.