Отличие эстетики Льва Толстого от эстетики Николая Чернышевского
Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого
Граф Лев Никола́евич Толсто́й (28 августа (9 сентября) (20) ноября 1910) один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, авторитетное мнение которого спровоцировало возникновение нового религиозно-нравственного течения толстовства. Член-корреспондент Петербургской академии наук (1873), почётный академик(1900). Идеи ненасильственного сопротивления, которые Л. Н. Толстой выразил в работе «Царство Божие внутри вас», оказали влияние на Махатму Гандии Мартина Лютера Кинга.
Основные труды Льва Толстого Романы: «Воскресение» «Анна Каренина» «Война и мир» Рассказы и повести: Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» «Севастопольские рассказы» «Казаки»
Эстетика Льва Толстого Эстетика – это красота, которая выражается не только в литературе, музыке, живописи – в искусстве в целом. По мнению Льва Толстого, именно человек выражает красоту, духовное содержание. И выражает эстетику человек уже при помощи искусства.
Лев Толстой считал, что эстетика должна выражаться естественно, поэтому он говорил, что искусство должно быть свободным от рамок, направлений, условностей. Человек должен быть свободен, чтобы творить.
«Профессиональное искусство – это путь фальшивый. Чем профессиональнее, тем непонятнее ученикам. Простота учит жить людей в любви, а иначе искусство будет просто развлекать скучающих людей» (Л. Толстой)
Великий писатель уделял внимание произведениям Мольера, Сервантеса и Дикенса, прозе Пушкина.
Женская красота в романе «Война и мир» Главной представительницей женской красоты в романе «Война и мир» является Наталья Ростова. Она же является любимым персонажем самого Толстого не смотря на то, что идеальным персонажем в романе является Соня.
Идеальной женщиной, по мнению Льва Толстого, должна быть хорошей хозяйкой дома, заниматься кухней и быть матерью. То есть идеальная женщина должна выполнять свои роли, спрограммированную собственно природой.
Жизнь и творчество Николая Чернышевского
Никола́й Гаври́лович Черныше́вский (12 (24) июля 1828, Саратов 17 (29) октября 1889, там же) русский философ-утопист, революционер-демократ, учёный, литературный критик, публицист и писатель.
Родился в Саратове в семье священника Гаврилы Ивановича Чернышевского ( ). Учился дома под руководством отца, многосторонне образованного человека. В детстве он получил прозвище «библиофага», то есть пожирателя книг. Начитанность его поражала окружающих. В 1842 поступил в Саратовскую духовную семинарию, время пребывания в которой использовал в основном для самообразования: изучал языки, историю, географию, теорию словесности, русскую грамматику. Не закончив семинарию, в 1846 поступил в Петербургский университет на историко-филологический факультет.
Основные труды Николая Чернышевского: Романы Что делать ? Из рассказов о новых людях Повести в повести (незаконч) Пролог. Роман из начала шестидесятых годов (незаконч). Повести 1863 Алферьев Мелкие рассказы.
Чернышевский являлся последователем русской революционно-демократической мысли и прогрессивной западноевропейской философии (французских материалистов XVIII в., социал-утопистов Фурье и Фейербаха). В университетские годы переживал недолгое увлечение гегельянством, впоследствии подвергал критике идеалистические воззрения, христианскую, буржуазную и либеральную мораль как «рабскую».
Идеальным женским образом для Чернышевского являлась Софья Павловна – персонаж романа «Что делать?»
Эстетика Николая Чернышевского Его этика основывается на концепции "разумного эгоизма"и антропологическом принципе. Человек как био-социальное существо принадлежит к миру природы, детерминирующем его «сущность», и состоит в общественных отношениях с другими людьми, в которых он реализует изначальное стремление своей «натуры» к удовольствию. Философ утверждает, что индивидуум «поступает так, как приятней ему поступать, руководится расчетом, велящем отказываться от меньшей выгоды и меньшего удовольствия для получения большей выгоды, большего удовольствия», только тогда он достигает пользы.
Личный интерес развитого человека побуждает его на акт благородного самопожертвования, дабы приблизить торжество выбранного идеала. Отрицая существование свободы воли, Чернышевский признает действие закона причинности: «То явление, которое мы называем волею, является звеном в ряду явлений и фактов, соединенных причинной связью». Благодаря свободе выбора же человек двигается по тому или иному пути социального развития, а просвещение людей должно служить тому, что они научаться выбирать новые и прогрессивные пути, то есть становиться «новыми людьми», идеалы которых служение народу, революционный гуманизм, исторический оптимизм
Эстетика Чернышевского заключается в том, что человеку не обязательно выполнять роль, которую ему предписывает природа. Человек может и должен свою судьбу выбирать сам.
Вывод: - по мнению Льва Толстого красота человека заключается в нем самом, в качествах, заложенных в нем изначально природой; - по мнению Николая Чернышевского человек должен следовать своим желаниям, подчиняться своим инстинктам, но соразмерять их с общественным мнением.