Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век! Введение
Периодизация русской литературы 19 века 1 период – литература 1-й четверти ( ) 2 период – литература 30-х годов ( ) 3 период – литература 4050-х годов ( ) 4 период – Литература 60-х годов ( ) 5 период – Литература 70-х годов ( ) 6 период – Литература 80-х годов ( ) 7 период – Литература 90-х годов ( )
Общая характеристика 1 периода Развитие идей дворянской революционности. Декабризм. Борьба литературных направлений: классицизм, сентиментализм, романтизм, ранний реализм, натурализм. Середина 20-х годов рождение метода критического реализма. Ведущий художественный метод романтизм
Общая характеристика 2 периода Углубление общего кризиса крепостничества, общественная реакция. Верность идеям декабризма в творчестве Пушкина. Расцвет революционного романтизма Лермонтова. Переход от романтизма к реализму и социальной сатире в творчестве Н. Гоголя. Усиление демократических тенденций. Ведущее направление – реализм.
Общая характеристика 3 периода Усиление кризиса крепостнической системы, рост демократических тенденций. Развитие идей революции и утопического социализма. Рост влияния на общественную жизнь передовой журналистики. Идейная борьба славянофилов и западников. Расцвет «натуральной школы». Развитие темы «маленького человека». Реакционные охранительные меры правительства в связи с революциями в Европе
Общая характеристика 4 периода Подъем демократического движения. Противоборство либералов и демократов. Кризис самодержавия, пропаганда идей крестьянской революции. Расцвет демократической журналистики. Новые темы, проблемы в литературе: герои-рабочие, разночинцы, крестьянство. «Почвенничество». Реализм и правдивость в изображении жизни у Л. Толстого, Ф. Достоевского, Н. Лескова. Высокое художественное мастерство поэтов- романтиков ( А. Фет, Ф. Тютчев, А. Майков и другие)
Общая характеристика 5 периода Развитие капитализма в России. Демократические идеи народничества, их утопический социализм. Активизация тайных революционных организаций. Идеализация крестьянской жизни в литературе писателей-народников. Ведущая роль журнала «Отечественные записки». Реалистические тенденции в творчестве Н. Лескова, М. Салтыкова-Щедрина, Ф. Достоевского.
Общая характеристика 6 периода Усиление реакционной политики царизма. Рост пролетариата. Пропаганда идей марксизма. Запрет на передовые журналы. Возрастание роли развлекательной журналистики. Критический реализм в творчестве М. Салтыкова- Щедрина, Л. Толстого, В. Короленко. Обновление тематики в литературе: изображение «среднего человека», интеллигента. Обличение социального неравенства в творчестве Л. Толстого.
Общая характеристика 7 периода Развитие капитализма в России. Рост марксистских идей. Противостояние реалистической и декадентской литературы. Зарождение пролетарской литературы (М. Горький). Развитие критического реализма в творчестве И. Бунина, А. Куприна, Л. Толстого, А. Чехова.
Развитие основных литературных жанров 1 период – баллада, лироэпическая поэма, элегия, психологическая повесть. 2 период – прозаические жанры: романтические повести, исторические романы, критические статьи; драматургия, лирика. 3 период – основные жанры «натуральной школы»: поэма, физиологический очерк, социальная повесть, социально-психологический роман; пейзажная, любовно-эстетическая и философская лирика. 4 период – демократическая повесть, роман. литературная критика, журналистика, лирические жанры.
Развитие основных литературных жанров 5 период – очерк, рассказ, повесть, роман, сказ. 6 период – рассказ, повесть, роман; романтические жанры в поэзии; социальные мотивы в поэзии революционеров-народовольцев. 7 период – рассказ, повесть, роман, публицистиче- ские жанры; жанры в традициях революционной поэзии; драматические жанры.
Вопросы для домашнего анкетирования: Какие произведения русской литературы XIX века вы прочли летом? Оцените их по пятибалльной системе. Какие вопросы, поставленные в русской классической литературе, актуальны и сегодня? Какие герои литературы XIX века вызывают вашу симпатию или вам неприятны? Аргументируйте свою точку зрения.
Спасибо за работу на уроке. Удачи!