МБОУ СОШ 1 с.Канглы Программа «Здоровый учитель» Семинар-тренинг
Если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы гораздо легче справимся с формированием современной системы здравоохранения в целом. Д. А. Медведев
Нормативно-правовая база Условия труда педагога защищаются: Основы законодательства Российской Федерации об охране труда от 6 августа 1993 г. N 5600-I (с изм. и доп. от 18 июля 1995 г., 24 июля 1998 г.); Уставом образовательного учреждения; Правилами внутреннего распорядка.
Актуальность проблема здоровья учителя заслуживает большого внимания, так как от состояния здоровья педагога зависит успешность учебно-воспитательного процесса; статистические данные показывают, что ежегодно возрастают заболевания нервной системы, сердечно-сосудистые заболевания, заболевания костно- мышечной системы.
К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся: миопия(близорукость) ; афония (снижение уровня восприятия звука) ларингит; синдром хронической усталости; гиподинамия (снижение физической активности) остеохондроз.
Факторы, влияющие на здоровье учителя Психологические факторы: психологический климат в школе (характер отношений «по горизонтали»); психологическая безопасность; возможность эмоциональной разгрузки; личностные, психологические особенности учителя, характера, эмоциональных проявлений, его способность к психоэмоциональному переключению. Социальные факторы: образ жизни и отношение к своему здоровью; обременённость учителя жизненными проблемами; авторитет и престиж профессии. Организационные условия: распределение учебной нагрузки, расписание и т. д.; наличие в школе системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни; позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья; степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя. Санитарно-гигиенические условия: шум, освещённость помещений и т. д. Профессиональная подготовленность учителя по вопросам формирования культуры здорового образа жизни и сохранения своего здоровья и здоровья ученика.
А сами учителя… 86 % не занимаются физической зарядкой более трех раз в неделю; 87 % не ложатся спать в одно и то же время; 62% спят менее 7-8 часов в сутки; 78% принимают лекарства без медицинских показаний; лишь 13 % уделяют целенаправленное внимание своему здоровью; 45,7% стараются, но не получается; 32 % не уделяют внимания своему здоровью.
Программа «Здоровый учитель» Цель – обеспечение условий для сохранения физического, психического и духовного здоровья в школе. Условия реализации программы: 1. Кабинет психологической разгрузки. 2. Информационная поддержка учителя по вопросам сохранения и укрепления здоровья. 3. Занятия физической культурой в школе (занятия аэробикой, волейбол, баскетбол). 4. Взаимодействие методического объединения учителей физкультуры, социально-психологической службы школы, профсоюзной организации по вопросам координации программы «Здоровый учитель».
Задачи программы: 1. Информирование по проблемам сохранения здоровья и формирования культуры здорового образа жизни. 2. Проведение семинаров для учителей, направленных на формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровью учащегося. 3. Организация комплекса мероприятий для учителей с целью сохранения и укрепления здоровья; повышения стрессоустойчивости и избежание профессионального выгорания.
Кристина Маслач Профессиональное выгорание это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
1.Опросник «Психическое выгорание» Эмоциональное истощение
Деперсонализация
Редукция личных достижений
Результаты диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко Общий итоговый балл по исследованию эмоционального выгорания
Эмоциональное выгорание по трем фазам стресса
Уровень эмоционального выгорания
Результаты диагностики состояния нервной системы (тест К.Либельта)
Состоянию эмоционального выгорания соответствуют: Чувства: усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным Чувства: усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным Мысли: о несправедливости действий в отношении себя, незаслуженности своего положения в обществе, недостаточной оцененности окружающими собственных трудовых усилий, о собственном несовершенстве Действия: критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться
Внешние факторы, способствующие эмоциональному выгоранию: работа в условиях временного дефицита - поскольку такие люди будут стараться все делать хорошо, недостаток времени приведет их не только к эмоциональной, но и к физической перегрузке и опять- таки появлению психосоматики; отсутствие сплоченного социального окружения, которое могло бы оказать поддержку, способствовать усилению «Я» человека за счет присоединения к сильному «МЫ» и таким образом снизить риск эмоционального выгорания; социально-экономическая нестабильность
Три аспекта профессионального выгорания: Первый снижение самооценки. Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние. Второй одиночество. Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с клиентами. Третий эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.
Синдром профессионального выгорания проходит три стадии (Маслач, 1982) : ПЕРВАЯ СТАДИЯ: начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе; начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе; исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!» возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!» ВТОРАЯ СТАДИЯ: возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень. неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень. ТРЕТЬЯ СТАДИЯ: ТРЕТЬЯ СТАДИЯ: притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе. такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
Рекомендации по профилактике ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ Саморегуляция это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Эффекты саморегуляции: эффект успокоения эффект восстановления эффект активизации
Удовлетворение физиологических потребностей: - принимать пищу регулярно (завтрак, обед, ужин). - делать зарядку - проходить медицинский осмотр у врачей - брать больничный лист на время болезней - пользоваться услугами массажиста (делать самомассаж) - достаточно спать - носить одежду, которая нравится - брать отпуск - ограничить время телефонных разговоров - вести оптимально активный образ жизни (танцевать, плавать, бегать, петь, заниматься спортом, совершать пешие прогулки и т.д.)
Удовлетворение психологических потребностей выделять время для саморефлексии читать литературу, не относящуюся к работе иметь хобби снизить уровень стрессового воздействия в жизни умение говорить «нет» проявлять любопытство обращаться за помощью к другим, когда нужно посещать музеи, выставки, театры, спортивные соревнования давать возможность другим людям узнать меня с разных сторон, прислушиваться к своему внутреннему опыту (мыслям, чувствам, суждениям)
Удовлетворение эмоциональных потребностей проводить время с людьми, которые симпатичны поддерживать отношение со значимыми людьми поощрять и награждать себя любить себя перечитывать любимые книги и пересматривать любимые фильмы позволять себе иногда плакать играть с детьми смеяться и улыбаться осознавать свои потребности научиться выражать свои эмоции и делать это конструктивно
Удовлетворение духовных потребностей проводить время на природе поддерживать в себе оптимизм и надежду ориентироваться не только на материальные ценности не брать на себя ответственность за все быть открытым новому и неизвестному участвовать в осуществлении того, во что верится Обретение жизненного баланса стремиться к балансу в своей профессиональной жизни в пределах каждого рабочего дня стремиться к балансу между работой, семьей, общением с людьми, игрой и отдыхом.
Создание благоприятных условий работы делать перерывы в работе в течение дня позволять себе поболтать с сотрудниками уметь отстаивать свои принципы распределять рабочее время так, чтобы избежать перегрузок выделять время для завершения определенной работы уделять время профессиональному росту заботиться о своих финансовых интересах создать себе удобное рабочее место