Сельская, малочисленная, малокомплектная школа: смыслы понятий в педагогическом, организационном и экономическом ракурсах 15 февраля 2013 года
Н. Богданов-Бельский. Устный счет
Сельская школа – сельское образовательное учреждение (образовательная организация) это совокупность различных типов и видов общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской (негородской – З.Е.) местности, разнообразных по наполняемости, территориальному расположению, социальному окружению, национальному составу, работающих на удовлетворение образовательных потребностей сельских детей и решающих задачу базового общего среднего образования, сельскохозяйственной подготовки школьников, а также выполняющих социокультурную и социально- педагогическую функции. М.П. Гурьянова, д.п.н., проф. ИСП РАО (Москва)
Особенности сельской школы определяются: удаленностью от районных и городских центров ; экономикой и перспективами села, состоянием местного производства ; численностью учащихся ; особенностями культурного, исторического наследия, природного окружения ближайшего социума. Л. В. Байбородова, д. п. н., проф. ( Ярославль )
Особенности сельской школы определяются: удаленностью от районных и городских центров ; экономикой и перспективами села, состоянием местного производства ; численностью учащихся ; особенностями культурного, исторического наследия, природного окружения ближайшего социума. Л. В. Байбородова, д. п. н., проф. ( Ярославль )
Малокомплектность сельской школы – следствие ее малочисленности Основным содержательным организационно- педагогическим признаком сельских малокомплектных образовательных учреждений является совмещенное обучение (полное или частичное) детей разных возрастных групп в одном классе-комплекте. Г.Ф. Суворова, д.п.н., проф. (Москва) Количество классов-комплектов в таких учреждениях меньше традиционного количества классов-комплектов, создаваемых соответственно возрасту обучающихся.
Особенности урока в малокомплектной школе обязательное проведение самостоятельной работы и ее значительный содержательный и временной объем; зависимость объема самостоятельной работы детей от объема работы учителя с другим классом; необходимость жесткой временной регламентации, точного расчета времени, высокой концентрации, распределения и быстрого переключения внимания учителя; необходимость тщательной материальной подготовки урока (пособий, записей, карточек…); широкое использование раздаточного материала, учебных пособий; главная и самая сложная особенность (Суворова Г.Ф.)– методические приемы нуждаются в видоизменении, модификации, обусловленной условиями одновременной работы нескольких классов в одном помещении и под руководством одного учителя.
Благодарю за внимание. З.Б. Ефлова, к.п.н., заведующая лабораторией теории и практики развития сельской школы Карелии КГПА Пряжа. Древо исчезнувших деревень