ПРОГРАММА «Тропинкою добра».. Автор: Воспитатель высшей категории Михайлова Наталья Анатольевна.
Книга это тот незаменимый инструмент, который помогает сформировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности, овладеть информацией, что накапливалась веками, развить фантазию, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки.
Мир художественного произведения это во многом мир души его создателя. И воздействие на сердце читателя в прямой зависимости от того, какого духа ее автор.
Цель: помочь ребенку стать «талантливым читателем», то есть научить его постигать идейно- художественную сущность (смысл) произведения. Задачи: Формировать духовно-нравственную культуру через проникновение в глубину характеров персонажей и ситуаций художественных произведений. Ориентировать семью на совместное увлечение чтением книг. Обогатить словарь детей литературным языком художественных произведений. Программа рассчитана на возраст детей с трех до семи лет, поэтому состоит из четырех годичных циклов.
Когда ребенок начинает ходить самостоятельно, то первые его тропинки-дорожки очень короткие. Для ребенка «здесь не комната большая, здесь огромная страна». Малыш познает ближайшее окружение. Он сам еще мал, как маковое зернышко. Но очень важно в это время посеять в его душе зернышко доброты, ласки, жалости, любви, чтобы именно с добрыми чувствами начинал он свой путь в неизведанный, притягательный мир.
Старинное название будит воображение: представляется семья, где у очага, камелька, печки, камина собираются и стар, и мал послушать сказки. Особая атмосфера близости и душевного расположения друг к другу сплачивает всех в едином чувстве, это атмосфера семейного чтения.
Ребенок начинает осознанно стремиться к дружбе, его интересы начинают выходить за порог дома, за пределы семьи. Маленький человечек начинает строить отношения со сверстниками. Начинают образовываться стабильные микрогруппы. Если дружат двое детей, то сдруживаются и семьи. Ходят дети друг к другу в гости, родители организуют общие мероприятия, по очереди возят обоих детей в кружки. И сохранить эту дружбу помогают книги, в которых герои учатся дружить, показывают примеры верности, взаимовыручки, жертвенности и т.п.
Последний год дошкольника в детском саду. Какие же ростки дало в его душе то маковое зернышко, которое было посеяно в самом начале дошкольной жизни? Помогут это понять те произведения, в сюжете которых лежит проблема, требующая от читателя своего личного отношения, нравственной оценки.