Педагогика сотрудничества
Учение без принуждения Центральное место- исключение принуждения к учению!!! Дать ребенку уверенности в том, что он добьется успеха, научить его учиться, не допускать, чтобы он отставал и не заметил своего отставания.
Идея трудной цели Ставить перед детьми как можно сложную цель, внушать уверенность, что цель будет достигнута! Учеников объединит не просто цель, - а вера в возможность преодоления трудности!
Идея опоры Общий принцип опор : Даже слабый ученик может отвечать у доски свободно, не сбивать темп урока, не задерживать класс.
Опорные сигналы В.Ф. Шаталова Это набор ключевых слов. Ученики не только следят за мыслью учителя, но они могут и сами проходить путями учительской мысли как по лабиринту.
Оценка работ Учитель, который не умеет пользоваться похвалой, поощрением, нетерпелив в ожидании результатов, не верит в детей, - такой учитель крайне ОПАСЕН для школы, он навсегда может отбить охоту ребенка учиться.
Идея свободного выбора Дети должны чувствовать себя сотрудниками педагога в учении. Нужно предоставлять им свободный выбор, там где только можно.
Идея опережения Опережение программы доставляет ученикам удовольствие, вызывает гордость. Выигрывают сильные ученики, главный резерв учителя. Они ведут за собой весь коллектив. Класс становится думающим, трудолюбивым, улыбчивым.
Идея крупных блоков. К крупном блоке легче устанавливаются логические связи, легче выделить ведущую мысль и показать ее ученикам. Изучение блоками освобождает ребенка от страха перед трудностями: блок пройден, мысль схвачена- и ученик не боится, что отстанет от класса.
Идея соответствующей формы Урок по форме должен отвечать изучаемому предмету.
Идея самоанализа Обучение анализу - дело трудное. Но именно так возникает и укрепляется атмосфера сотрудничества детей и взрослых, ученики приучаются следить за ходом общей работы, болеть за общее дело, развиваются их общественные навыки.
Интеллектуальный фон класса Если в классе сильно общее стремление к знаниям, то и каждый ученик будет лучше учиться.
Коллективное творческое воспитание С первого класса учить детей коллективному общественному творчеству.
Творческий производительный труд Производительный труд занимает важное место в педагогике сотрудничества.
Личностный подход Ученики – это личности ! Педагогика сотрудничества вырабатывает такие приемы, при которых каждый ученик чувствует себя личностью
Сотрудничество учителей. Любой учитель может осуществлять принципы педагогики сотрудничества. НЕЛЬЗЯ противопоставлять детей в классе, НЕЛЬЗЯ и учителей противопоставлять друг другу! Будем обновляться сами, будем сотрудничать с детьми!