1 Распределённый мир ноябрь, 2010 год
2 В чем отличие моей нынешней позиции? 1. Создание новых норм превалирует над их закреплением. Поэтому вопросы институциональных норм - закона «Об образовании» и новых ФГОС отошли на второй план 2. Появление новых объектов проектирования (218 и 219 постановления). Усиление комплексности и кооперации, нетривиальное сопоставление. Ручное регулирование 3. Лак проектирования до 2010 года даёт возможность задумываться об авангардных проектах в масштабе 2020 года
3 Прагматичная стратегия – 31 авг. - профессиональные стандарты - прогнозирование кадровой потребности - престиж рабочих специальностей - региональные программы развития профессионального образования «Очевидно, что без радикального улучшения профессионального образования никакая модернизация у нас не получится, мы будем жить в технологически отсталом обществе»
4 Идея уклада в образовании …специфическая атмосфера, дух школы не в меньшей степени определяют образование, чем набор или перечень учебных предметов, образовательные области, объем изученного материала и т.п. язык класса или школы (не по формальному признаку, а по реально действующим семантике, тону, стилю и объему лексики) сложившуюся практику отвечать учителю то, что он ждет, а не то, что думает ученик умение действовать в ситуации контрольной работы или экзамена (сложившиеся правила списывания, подглядывания, угадывания и т.п.) почему столь высокий уровень образования в российской школе не обеспечил высокий уровень умения человека действовать в ситуации неопределенности, обладать профессиональной мобильностью, надеяться на собственные силы, а не на президента и правительство, делать осознанный политический, социальный, нравственный выбор
5 Особенности инновационной экономики -Технологичность инноваций. Некоторые креативные процедуры могут быть скучны (инженерная записка, аван-проект, эскизный проект, эксплуатационный объект, серийное производство…), Nokia - Комплексность и полидисциплинарность инноваций. В одном проекте разные позиции (Apple). Сплав науки и образования. - Цикличность инноваций. Разовых инноваций не бывает (нельзя придумать, извлечь прибыль и перестать бороться). Brain-juicer, сменяемость торговых брендов, право на ошибку - Сочетание дисциплины и творчества. Важны как регламенты (дисциплина), так и творчество и свобода поиска (в зависимости от ситуации) - Прибыль из открытости. Выход на IPO (Initial Public Offering) – дополнительная прибыль из публичности - Глобальная экономика. И мы в ней занимаем определенное место со своим конкурентным потенциалом
6 Издержки модернизации Модернизация – вынужденная мера, лучше ничего пока не придумали. Иначе – «образование не позволяет»: - Разрыв поколений - Усиливающийся разрыв в доступе к услугам (пример медицинских услуг), технологическая зависть - Потеря рабочих мест - Нетривиальные финансовые инструменты
7 Особенности нового уклада Технологичность- проектная деятельность, использование методик проектирования на каждом уроке - модульные технологии - вероятностный, но просчитываемый характер результатов Комплексность- важны и гуманитарии, и технари, нужен баланс - сложное внеучебное пространство Цикличность- люди должны переходить из проекта в проект - все время искать изъяны и совершенствовать, портфолио – можно ошибаться
8 Особенности нового уклада Сочетание дисциплины и творчества - выработка регламентов, правил и разбор нарушений - регламентированное аудиторное пространство и творческое внеучебное - новая аттестация кадров Прибыль из открытости - деятельность наблюдательных советов с ясными полномочиями - открытая информационная среда Глобальная наука и экономика - приоритет языковой подготовки - партнерство и переписка с зарубежными вузами
9 Чего мы не делаем? 1. Человеческий фактор. Если мы проектируем экономику знаний, то это не означает, что готовить надо тех, кто производит эти знания 2. Ресурсы: - Мы потеряли ресурсы на возможность рисковать (оборонка в вузовском секторе и энтузиазм инновационного движения в школьном) - Мы не видим свои конкурентные преимущества (в отличие от других стран. У нас консервативные патриоты (духовность, казачество, кадеты и пр.) 3. Инфраструктура: - Информатизация сама по себе стратегией быть не может. Однако за последнее время её автономия только усилилась - Внимание к организации жизни – здоровье, климат и дизайн как созидательная, а не охранительная позиция
10 Возможные новые проекты 1. Разно-позиционная подготовка на разных деятельностных основаниях (экстрим-образование): - Подготовка людей способных рисковать - Не замыкаться на одарённых - Внимание к спортивной подготовке 2. Наличие рискованных инвестиций – средства на рискованные исследования. Восстановление гособоронзаказа в вузах? 3. Технологии климата и здоровья. Грамотное регулирование дизайна и школьной среды (условия осуществления образовательной деятельности в стандартах надо постепенно поменять, сеть школ) 4. Несколько крупных проектов по «небазовому» образованию: в том числе по продвижению отечественной культуры