Широкое понятие культуры непременно включает в себя то, что называют культурой общения, культурой речевого поведения. Чтобы владеть ею, важно понимать.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Культура речи!!! Слова бывают разные – то дельные, то праздные, То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые. Есть слово – утешение и слово – удушение.
Advertisements

Этикет помогает нам вести себя правильно дома, в гостях, в театре… Но ведь где бы мы ни были, мы не молчим, мы общаемся с другими людьми. Значит, нам.
«Что такое этикет?» Учебный проект выполнили ученики 9 «А» класса: Седова Кристина, Гасанов Габил, Шурыгин Андрей.
Формулы речевого этикета как средства развития коммуникативных способностей школьников.
Речевой этикет.. То,что понимают под речевым этикетом,используется в речи каждого из нас ежедневно и многократно.
Речевой этикет в устной и письменной речи
Речевой этикет у русских Выполнила студентка 1 курса ГТиИЯ Маркина Е. А.
Невербальное общение : язык жестов Презентацию выполнила студентка группы Д – 11 з Прошина Марина Тамбов 2016.
ПРАВИЛО – 1. Положение, в котором отражена закономерность, постоянное соотношение каких- нибудь явлений. Грамматические правила. Правила арифметики. 2.
Учитесь властвовать собою… А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» В чем заключаются особенности национального русского речевого этикета ? Авторы: учащиеся 8Б Иванова.
Работа студентки группы 9 ГС-11 Жаворонковой Веры.
Разработал студент III курса ГБОУ СПО Баймакский сельскохозяйственный техникум Маннанов Рустам 1.
2. Развитие отношений с окружающими. 1. Развитие характера 3. Войти без страха в мир общения.
( Правила ведения речи.). Цель: определить основные правила ведения речи, беседы.
Презентация слушателя курсов учителя начальных классов Гимназии 16 г.о. Химки Чуриновой Елены Николаевны Тема: «Этические принципы речевого общения». 2011год.
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Современная концепция культуры речи Педагог Бердникова Елена Антоновна Выполнила Бердникова Анастасия 10 кл.
Проект урока на тему: «Экология языка – экология нравственности» Учитель МОУ СОШ 1 р.п.Тумботино Павловского района Нижегородской области Мисюрева Людмила.
Курс по выбору русский язык «Речевой этикет» 9 класс Позднякова Людмила Анатольевна.
Речевой этикет – как средство развития коммуникативных способностей школьников. Ганноха Полина Максимовна МБОУ СОШ 5, 4 Д класс.
Важным аспектом продуктивного общения является умение выслушать собеседника. Прочитав вопросы, оцените степень своего согласия с высказываниями по следующей.
Транксрипт:

Широкое понятие культуры непременно включает в себя то, что называют культурой общения, культурой речевого поведения. Чтобы владеть ею, важно понимать сущность речевого этикета.

Михаил Васильевич Ломоносов ещё 230 лет назад говорил: «…Когда к сооружению какой либо махины приготовленные части лежат особливо и некоторые определенного себе действия другой взаимно не сообщает, тогда все их бытие тщетно и бесполезно.

Подобным образом, если бы каждый член человеческого рода не мог изъяснить своих понятий другому, то бы не токмо лишены мы были сего согласного общих дел течения, которое соединением наших мыслей управляется, но едва бы не хуже ли были мы диких зверей…»На самом деле, когда человек не соблюдает правила приличного тона и культуры речи, то он не очень, то и похож на человека.

В коммуникации люди передают друг другу ту или иную информацию, те или смыслы, что-то сообщают, к чему-то побуждают, о чём-то спрашивают, совершают определённые речевые действия.

Заметным становится как раз нарушение неписаных правил: к примеру, знакомый не поздоровался при встрече, кого-то не поблагодарили за услугу, не извинились за проступок… Как правило, такое неисполнение норм речевого поведения оборачивается обидой, а то и ссорой, конфликтом в коллективе.

Важно обратить внимание на правила вступления в речевой контакт – ведь без этого деловые отношения невозможны. Ясно, что осознание норм общения и речевого поведения полезно всем, а особенно людям тех профессий, которые связаны с речью. Это и педагоги, и врачи, и юристы, и работники сферы обслуживания, и бизнесмены, да и просто родители.

Речевой этикет охватывает собой всё, что выражает доброжелательное отношение к собеседнику, что может создать благоприятный климат общения. Богатый набор языковых средств даёт возможность выбрать уместную для речевой ситуации и благоприятную для адресата ТЫ или ВЫ форму общения, установить дружескую, непринуждённую или, напротив, официальную тональность разговора.

Особенностью русского языка является именно наличие в нем двух местоимений- ты и вы, которые могут восприниматься как формы второго лица единственного числа. Выбор той или иной формы зависит от социального положения собеседников, характера их отношений, от официальной / неофициальной обстановки. Вы Ты 1.К незнакомому, малознакомому адресату. 2.В официальной обстановке общения. 3.При подчёркнуто вежливом, сдержанном отношении к адресату. 4.К равному и старшему ( по положению, возрасту) адресату. 1.К хорошо знакомому адресату. 2.В неофициальной обстановке общения 3.При дружеском, фамильярном, интимном отношении к адресату. 4.К равному и младшему( по положению, возрасту) адресату.

Если заглянуть в прошлое, то нам станет просто стыдно, ведь люди с давних времен общались на очень высоком уровне. Сейчас мы оправдываемся перед самими собой, мол, бешеный век, нам и присесть некогда, не то, что поговорить, а тем более думать, в какой форме это делать и утешая себя этой мыслью, мы продолжаем общаться на неприлично низком уровне. Так как же правильно общаться?

Базовые формулы речевого этикета усваиваются в раннем возрасте, когда родители учат ребёнка здороваться, говорить спасибо, просить прощения за проделки. С возрастом человек узнаёт всё больше тонкостей в общении, осваивает различные стили речи и поведения. Умение правильно оценить ситуацию, завести и поддерживать разговор с незнакомым человеком, грамотно изложить свои мысли, отличает человека высокой культуры, образованного и интеллигентного. Форма приветствияПример Пожелание здоровьяЗдравствуйте! Указание на место встречиДобрый день! Эмоциональные пожеланияОчень рад! Уважительная формаМоё почтение! Специфическая формаЗдравия желаю!

Вслед за приветствием начинается разговор. Речевой этикет предусматривает три основных типа ситуаций, в которых применяются различные речевые формулы общения: торжественная, скорбная и рабочая ситуации. Формулы речевого этикета – устойчивые выражения Торжественная атмосфера, приближение важного события предполагают использование речевых оборотов в форме приглашения или поздравления. Обстановка при этом может быть как официальной, так и неофициальной, и от обстановке зависит, какие формулы речевого этикета будут использованы в разговоре. ПриглашениеПоздравление Позвольте вас пригласитьРазрешите вас поздравить Приходите, будем радыПримите наши поздравления Приглашаю васОт имени коллектива поздравляем Могу ли я пригласить васОт всей души поздравляю

Скорбная атмосфера в связи с событиями, приносящими горе, предполагает соболезнование, выраженное эмоционально, не дежурно или сухо. Помимо соболезнования, собеседник часто нуждается в утешении или сочувствии. Сочувствие и утешение могут иметь формы сопереживания, уверенности в благополучном исходе, сопровождаться советом. СоболезнованиеСочувствие, утешение Позвольте выразить глубокие соболезнования Искренне сочувствую Приношу вам искренние соболезнования Как я вас понимаю Я вам сердечно соболезнуюНе падайте духом Скорблю вместе с вамиВсё будет в порядке Разделяю ваше гореВам не стоит так волноваться Какое несчастье постигло вас!Вам надо держать себя в руках

Просьба должна быть предельно вежливой по форме (но без заискивания) и понятной адресату, обращение с просьбой – деликатным. При обращении с просьбой желательной избегать отрицательной формы, использовать утвердительную. Совет надо давать некатегорично, обращение с советом будет побуждением к действию, если он дан в нейтральной форме. ПросьбаСовет Сделайте одолжение, выполните…Позвольте вам дать совет Если вас не затруднит…Разрешите предложить вам Не сочтите за труд, пожалуйста…Вам лучше поступить таким образом Могу ли я вас попроситьЯ бы хотел предложить вам Убедительно прошу васЯ посоветовал бы вам

СогласиеОтказ Сейчас будет сделаноЯ не в силах помочь вам Пожалуйста, не возражаюЯ не могу выполнить вашу просьбу Готов вас выслушатьСейчас это не возможно Поступайте, как сочтёте нужнымЯ вынужден отказать вам

За выполнение просьбы, оказание услуги, полезный совет принято выражать собеседнику благодарность. Также важным элементом в речевом этикете является комплимент. Он может употребляться в начале, середине и по завершению разговора. Тактичный и вовремя сказанный. Он поднимает настроение собеседника, располагает к более открытой беседе. Комплимент полезен и приятен, но только если это искренний комплимент, сказанный с естественной эмоциональной окраской. БлагодарностьКомплимент Позвольте выразить благодарность Вы прекрасно выглядите Фирма выражает благодарность сотрудникам Вы так сообразительны Я вам очень благодарен за…Вы прекрасный собеседник Большое спасибоВы отличный организатор

В речевом этикете бывают такие ситуации, когда большое значение имеет язык жестов. В поведении и общении с другими неизбежно проявляется внутренний мир человека. Мимика и жесты играют большую роль в оценке окружающими уровня воспитанности.

При посещении других стран особенно внимательно следят за своими жестами. Так, жест «Всё окей», хорошо известный во всех англоязычных странах, а также в Европе и Азии, в других странах имеет совершенно другое происхождение и значение. Во Франции оно означает «ноль», или «ничего», в Японии – «деньги». Поднятый вверх большой палец в Америке, Австралии, Англии и Новой Зеландии имеет два значения: попытка поймать попутную машину и «всё в порядке». В Греции жест с поднятием большого пальца означает «заткнись», у итальянце это обозначает цифру 1. Говоря о себе, европеец покажет рукой на грудь, а японец - на нос.

Мимика и жесты играют большую роль в оценке окружающими уровня воспитанности того или иного человека (собеседника). Например, некоторые люди не знают, что делать со своими руками. Незанятые руки держат спокойно. Если есть привычки теребить что-нибудь, стучать пальцами по столу или стулу, щёлкать большими пальцами, чесать затылок или за ухом, массировать руками щёки или пальцем переносицу, демонстративно рассматривать свои ногти и т.д., то от них нужно отучиться.

Слова бывают разные – то дельные, то праздные, То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые. Есть слово –утешение и слово –удушение. Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные. Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно грязные. Одни помогут выпрямить, другие душу вытравить. Есть речь огнем горящая, есть тлением смердящая. Слова высокой доблести, и самой низкой подлости… Студент, тебе назначено засеять душу зернами. Так сей же не иначе, как чистейшими, отборными. Не злыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми, Чтоб хлеб добросердечности давала нива вечности.