Работу выполнили :Курганов Сергей и Александр Даниелов
Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
1. Вступление - тезис 2. Основная часть – аргументы + примеры 3. Заключение - вывод
Первый способ : Главная функция слова - называть. Оно показывает предметы, явления действия, но мы не можем общаться набором слов, мы должны их изменять.Слово изменяется – это его вторая функция. Как люди строят свою речь ? По каким грамматическим правилам ? Помогает понять как они думаютю.
Второй способ : В своём высказывание Степанов говорит о роли лексики и грамматики в жизни носителя языка. Он считает что : …, потому что лексика изучает слово, с помощью которого мы называем явления окружающего мира, а грамматика учит правильно изменять эти слова и связывать их в словосочетания и предложения, чтобы построить высказывания или создать текс.
Третий способ : Лексика языка - свидетельство размышлений людей, а грамматика - процесс этих размышлений. Именно об этом высказывание Г.Степанова, который утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
примеров должно быть не менее 2; примеры должны быть из указанного текста; примеры должны иллюстрировать два разных явления языка: лексическое и грамматическое; каждый пример должен соответствовать указанному явлению;
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. Проиллюстрировать названное лексическое (грамматическое) явление можно на примере …. предложения текста. Пример лексического (грамматического) явления можно найти в предложении.... Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует такое лексическое (грамматическое) явление, как.... В подтверждение собственных выводов приведу пример, демонстрирующий лексическое (грамматическое) явление, из … предложения прочитанного мною текста. Рассмотрим … предложение. В нем использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как …. Это подтверждает наш вывод о том, что ….
разговорная лексика омонимы синонимы антонимы паронимы метафора метонимия ирония гипербола олицетворение сравнение фразеологизмы крылатые слова
Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Так, Б.Васильев, рассказывая своим читателям сюжет о сборе материала для школьного музея героев военных лет, показывает, что для него в этом сюжете важны чувства и переживания действующих лиц. Это и передаёт лексика: эпитеты «нескрываемое недоверие» (предложение 12), «вызывающая агрессия» (предложение 24), метафора «вынули из души». Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Так, разговор подростков и старой женщины не представляет собой диалога с вопросами и ответами в классическом понимании. Среди реплик есть только два вопросительных предложения ( 20, 24), зато очень много побудительных предложений с глаголами в повелительном наклонении – 26, 31, 32. Из-за этого атмосфера посещения воспринимается как недружественная, в чём-то даже угрожающая
Первый способ : Итак, лексика и грамматика действительно свидетельствуют, о чём и как думают люди. Второй способ : Таким образом, человек должен не только ясно мыслить, но и грамотно выражать свои мысли. По-видимому, эту мысль и хотел донести до нас языковед Г.Степанов. Третий способ : Невозможно не согласиться со Степановым : Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают.