Влияние табакокурения на психическую сферу В Колумбийском Университете (Нью- Йорк) выявлен новый вредный эффект от курения - беспричинный страх. Тинэйджеры, которые выкуривают в день больше одной пачки сигарет, подвержены приступам беспричинной паники в 15 раз больше, чем их некурящие сверстники
В настоящее время общество в целом очень терпимо относится к курению, данная привычка не порицается (например, курящие друзья не порицаются, это считается их правом и их выбором) Кампании производителей табачных изделий нацелены на воздействие преимущественно на эмоциональном уровне, с использованием образов/ идей, привлекающих внимание и имеющих ценность именно для подростков А существующая информация о вреде курения, являясь абсолютно рациональной Для курящих не слишком значима, так как выгоды курения перевешивают возможную пользу Некурящими не воспринимается как абсолютный барьер к курению При определенных обстоятельствах Отношение к курению Подростки
Родители достаточно хорошо осведомлены о вреде курения в целом, и в большинстве случаев знают, что при БА это может иметь особенно негативные последствия При этом далеко не всегда родители могут/ считают необходимым мотивировать ребенка к отказу от курения (также как и в отношении других запретов, связанных с БА). Возможные причины: Не считают запрет на курение принципиальным/ обязательным для соблюдения, полагая, что в небольших количествах это не будет иметь значимых последствий «У меня мама знает, что я курю иногда и ничего, говорит только, чтоб не увлекался» Не имеют достаточно близкого контакта с ребенком Не всегда осведомлены о том, что ребенок курит Даже если и осведомлены, то как правило, ребенок в такой ситуации это скрывает не идет на контакт с родителями, нет возможности повлиять на него В данной ситуации будет весьма высока роль врача Отношение к курению Родители
Что такое бронхиальная астма с точки зрения восприятия лечения?
Успех терапии астмы зависит: Терапевтической эффективности препарата Определенный образ жизни Комплайнс пациентов Астма в действительности Терапевтическая эффективность = клиническая эффективность X образ жизни Х комплайнс
Выводы и рекомендации Врачи Далеко не все умеют взаимодействовать с подростками нужны рекомендации по взаимодействию с подростками (ряд врачей сами выражают в этом заинтересованность) Идеальный вариант – программы семинаров/ тренингов для врачей, разработанные совместно психологами и теми из врачей, которые умеют взаимодействовать и мотивировать подростков Информационные потребности
Причины некомплаентности Нелекарственные Отсутствие взаимопонимания врача и пациента Неправильное понимание инструкций и рекомендаций Неудовлетворенность качеством медицинской помощи Плохое наблюдение и обучение Переоценка тяжести состояния Забывчивость, растерянность Религиозные и культурные традиции
«Нелюбящий врач –это рецептурный автомат» (Иван Ильин)
Пути повышения комплаентности Обучение пациентов Эффективная система общения с пациентом. Вовлечение семьи / родных в процесс лечения. Максимальное упрощение схем лечения: ограниченное число препаратов; уменьшение кратности назначения. Представление о приоритетах пациента S Stoloff Berlin 1999
Формы и методы обучения Формы обучения: Беседа Специальная литература Компьютерные программы, Интернет Игровые методики Методы обучения: Индивидуальный Групповой Комбинированные