1). Организационно-мотивационный этап: 1.1. Постановка целей и мотивация изучения темы Предварительное определение уровня знаний учащихся. (Задание 1) 2). Организация самостоятельной работы учащихся по вопросам темы урока: 2.1. Перпендикуляр и наклонная. (Задание 2, 3) 2.2. Расстояния между точкой, прямыми и плоскостями. (Задание 4) 3). Подведение итогов урока: 3.1. Проверка степени усвоения материала: а) проверяем правильность выполнения заданий 2, 3, 4; б) систематизация знаний, полученных на уроке через устный опрос Домашнее задание. а) повторить теорему Пифагора; б) выполнить задание 5.
Задание 1: Задание 1: Попытайтесь ответить на вопросы: Угол между двумя прямыми равен 90 о. Как называются такие прямые? Ответ : перпендикулярными. Прямые а и т взаимно перпендикулярны, прямая в перпендикулярна а. Чему равен угол между прямыми в и т? Ответ : 0 о или 90 о. Одна из двух данных прямых перпендикулярна плоскости, а вторая не пересекает эту плоскость. Могут ли быть параллельными эти прямые? Ответ : нет, не могут. Одна из скрещивающихся прямых перпендикулярна плоскости. Перпендикулярна ли этой плоскости вторая прямая? Ответ : нет; она либо пересекает плоскость под углом меньше 90 о, либо параллельна ей.
Задание 2: Задание 2: Скопируйте рисунок в тетрадь и подпишите указанные элементы. Перпендикуляр Наклонная Проекция наклонной Основание наклонной Основание перпендикуляра
Задание 3: Задание 3: Внимательно изучите рисунок. В следующих утверждениях заполните пропуски подходящим по смыслу словами: « больше », « меньше » или « равно » и запишите эти выводы в тетрадь. а) Равные наклонные имеют равные проекции. б) Большей проекции соответствует большая наклонная. в) Меньшей наклонной соответствует меньшая проекция. г) Перпендикуляр меньше наклонной. д) Равные проекции имеют равные наклонные.
Задание 4: Задание 4: Внимательно изучите рисунки таблицы приведенной выше и заполните подходящими по смыслу пропуски в столбце « Понятие расстояния ». п/п Чертеж Понятие расстояния 1 Расстояние между двумя точками А и В – это длина отрезка АВ. 2 Расстояние между параллельными прямыми – это длина их общего перпендикуляра, т.е, расстояние от произвольной точки одной из параллельных прямых до другой. 3 Расстояние от точки до прямой, не содержащей эту точку, есть длина перпендикуляра, проведённого из этой точки на прямую.
4 Расстояние от точки до плоскости, не содержащей эту точку, есть длина перпендикуляра, опущенного из этой точки на плоскость. 5 Расстояние между прямой и параллельной ей плоскостью – это расстояние от произвольной точки прямой до плоскости.
6 Расстояние между параллельными плоскостями - это расстояние от произвольной точки одной из этих плоскостей до другой плоскости. 7 Общим перпендикуляром двух скрещивающихся прямых называется отрезок с концами на этих прямых, являющийся перпендикуляром к каждой из них. Расстоянием между скрещивающимися прямыми называется длина их общего перпендикуляра. Оно равно расстоянию между параллельными плоскостями, проходящими через эти прямые.
Ответьте на вопросы: Что такое перпендикуляр, опущенный из данной точки на плоскость? Что называется основанием перпендикуляра, проведенного к плоскости? Что такое наклонная, проведенная из данной точки к плоскости? Что называется основанием наклонной, проведенной к плоскости? Что такое проекция наклонной на плоскости?