Представление опыта работы учителя истории и обществознания Щерба Ольги Николаевны Денисовский профессионально- технический колледж Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы 1
3 года Диапазон опыта: Уроки истории и обществознания в группах 1-2 курса колледжа 2
формирование ключевых компетенций учащихся на уроках истории и обществознания 3
1. Общекультурная компетентность - обобщенные способы деятельности, позволяющие личности присваивать культурные образцы и создавать новые. 2. Социально-трудовая компетентность - способность личности взаимодействовать с социальными институтами, выполнять социальные функции, ориентироваться на рынке труда. 3. Коммуникативная компетентность - получение, использование, передача информации в процессе взаимодействия. 4. Личностное самоопределение - знания о человеке, его внутреннем мире, отношениях, о собственных психических качествах, возможностях, способностях, ценностях, целях, идеалах. Основные компетенции: 4
процесс активизации учебно- познавательной деятельности на уроках истории и обществознания является основой и залогом формирования ключевых компетенций учащихся. 5
Коммуникативная (дискуссионная) Рефлексивная Имитационного моделирования (игровая) Психологическая (самоопределен- ческая) Деятельностная Педагогические технологии: Исследовательская (проблемно-поисковая) 6
обучение через открытие; моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения; самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности; способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом; осознание учеником деятельности. 7
- демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса; - демонстрация учебных видеороликов; - создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке; 8
- критическое осмысление информации, - выделение главного в информационном сообщении, - систематизирование и обобщение материала, - грамотное представление имеющейся информации. 9
Основополагающие компетенции: знание учениками исторических фактов - « Я знаю, что это наше! » положительное отношение к определенным фактам истории и культуры - « Я горжусь …» готовность участвовать в практической деятельности- « Я готов действовать ». 10
Главное – помочь каждому ребенку обрести личное осознанное отношение к истории, соотнося свое мнение с ценностями разных эпох и общечеловеческими ценностями. 11
1.Повысился уровень использования наглядности на уроке, 2.Повысилась производительность урока. 3.Активнее устанавливаются межпредметные связи. 4.Появилась возможность организации проектной деятельности учащихся под руководством преподавателя. 5.Изменились к лучшему взаимоотношения с учениками далекими от истории, особенно с увлеченными ПК. 6.Изменилось отношение к учебному труду. Ребята начали выбирать способы реализации своих способностей и возможностей, активно вовлекаться во внеурочную деятельность. 7. Повысилось качество знаний по истории и обществознанию 8. Сохраняется устойчивая мотивация учащихся к учению на уроках и во внеурочной деятельности. 12
Формы работы с одарёнными детьми Факультатив Конференция Урок НОУ Конкурс Олимпиада Предметная неделя 13
Краеведение. Исследование жизни и даятельности, выдающихся людей района. Читательские интересы подростков. История моей семьи. История села Денисовка, профтехобразования. Памятник погибшим воинам в селе Денисовка. Путеводитель по родным местам. 14
Целью проблемного метода является развитие эвристически х умений в процессе разрешения проблемных ситуаций. 15
16 Основной целью образования становиться не простая совокупность знаний,умений и навыков,а основанная на них личная,социальная и профессиональная компетентность- умение самостоятельно добывать их,анализировать и эффективно жить и работать в быстро изменяющимся мире.
Результативность Результативность Решительные шаги к открытости, вариативности, деполитизации учебных занятий Решительные шаги к открытости, вариативности, деполитизации учебных занятий Повышение интереса учащихся к изучению истории и обществознания, что выражается в их желании участвовать в олимпиадах, конкурсах. Повышение интереса учащихся к изучению истории и обществознания, что выражается в их желании участвовать в олимпиадах, конкурсах. Отказ от механического усвоения учебного материала, ориентированность обучения и воспитания на конкретную личность ученика, что способствует приобретению школьниками прочных знаний и практических умений и навыков, умению самостоятельно приобретать знания Отказ от механического усвоения учебного материала, ориентированность обучения и воспитания на конкретную личность ученика, что способствует приобретению школьниками прочных знаний и практических умений и навыков, умению самостоятельно приобретать знания Перевод организации учебно- воспитательного процесса из субъектно-объектных отношений в плоскость субъектно-субъектного сотрудничества учителя и ученика Перевод организации учебно- воспитательного процесса из субъектно-объектных отношений в плоскость субъектно-субъектного сотрудничества учителя и ученика 17
Результативность опыта: Формируются учебные, социо- культурные, правовые компетенции Создаются условия для развития гражданского и патриотического сознания у учащихся. 18
учебная деятельности за последние три года по истории и обществознанию 19
Итоги экзамена 3 курса по истории Казахстана учебный год 20