Формирование компетентности у учащихся в процессе обучения истории и обществознания в старшей школе Осмысление проблемы компетентностного подхода в обучении истории и обществознания
ПРОБЛЕМА Теоретические разработки Митрофанов К.Г., Соколова О.В., Иванов Д.А, Фрумин И.Д, Хуторской А.А. Коллектив Самарской Лаборатории ГОТОВ СПОСОБЕН Реальная практика
П: Как реализовать компетентностный подход в реальной школьной практике? Пути решения (набор инструментариев) система заданий система заданийкомпетентностно-ориентированного характера (КОЗ) характера (КОЗ) современные образовательные технологии (организация процесса обучения)
Теоретическое осмысление проблемы (осмысление понятийного поля) Компетенция Компетентность Ключевая компетентность Надпредметная компетентность Предметная компетентность Компетентностный подход (Работа с кейсом 1)
Обобщенное видение Компетенция – Компетентность- Ключевая компетентность- Надпредметная компетентность- Предметная компетентность- Компетентностный подход
« Компетентностный подход в целом есть лишь некритическое заимствование «задов западной…педагогики»
Шацкий С.Т.(отражение типов трудовой деятельности в содержании образования) Эльконин построение содержания обр-я Давыдов на основе реконструированной модели деятельности Щедровицкий мыследеятельная педагогика Скаткин идея опыта как самостоятельного Лернер образовательного результата
Компетентностный подход Подход, акцентирующий внимание на результате образования Результат – не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях Результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования
Матрица образовательных результатов Лаборатория модернизации образовательных ресурсов Воспроизведение Воспроизводит: - конкретные факты, - абстрактные понятия, закономерности, теории, концепции, - методы, процедуры, способы действий, техники, - технологии - знания об общем и отличном в процессах и явлениях, о причинах и следствиях, о взаимной обусловленности, о влиянии определенного фактора на систему и процесс и т.п., - обобщенные характеристики предмета или явления, информацию о связях элементов системы и о самих элементов, - оценки событий, явлений, персоналий и т.п. и основания для этих оценок Понимание -воспроизводит объяснение, перефразируя, используя реперные точки, останавливаясь на отдельных фрагментах. -приводит объяснение с изменением формы представления (графический, аналитический и т.п.)объясняет, детализируя или обобщая (на примере известной последовательности), -объясняет с заданной точки зрения (объяснение этого явления или процесса с заданной точки зрения не должны быть заранее известны обучающемуся) Применение -применяет знания, опираясь на заданный алгоритм деятельности, -демонстрирует или описывает явления (или процессы) в заданных условиях; приводит примеры (аналогичные, разъясняющие), -самостоятельно объясняет или совершат действия, комбинируя известные факты, понятия, знание технологий, -восстанавливает известный алгоритм на основе конкретных действий, совершенных по нему. -перебирает алгоритмы из числа известных (опробованных на своем опыте) и выбирает подходящий. Анализ -вычленяет главные и второстепенные признаки или характеристики, находит соответствия или несоответствия, -указывает и исправляет ошибки, связанные с нарушением алгоритма, в рассуждениях, действиях, -проверяет гипотезу с помощью эксперимента, наблюдения; -выделяет признаки по заданным критериям, -относит аргументы к тезисам; -сопоставляет объекты по заданным критериям и делает вывод о сходствах и различиях; -структурирует признаки объектов (явлений) по заданным основаниям, -выявляет причинно-следственные связи, -проводит сравнительный анализ объектов (явлений), -отбирает по заданным критериям алгоритм из числа известных для применения в конкретной ситуации, -выделяет параметры для проведения оценки объекта на основе анализа этого объекта или группы схожих объектов. Синтез -делает вывод на основе посылок, -аргументирует высказывание, -делает вывод по заданному критерию на основе сравнительного анализа, -выявляет и называет причины события, явления и т.п., -создает структуру, модель по заданным условиям, -строит схему, алгоритм действия, исправляет или восстанавливает неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм, -делает прогноз изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора -выявляет и называет возможные последствия заданной причины (совокупности причин), -доказывает (разрабатывает систему аргументов) Оценка -выбирает подходящую оценку из представленных ему, -оценивает по заданным критериям, - оценивает по критериям, самостоятельно сформулированным в соответствии с заданием, - делает вероятностное заключение на основе анализа, - дает оценку системы
ЗУНы и компетентностный подход Сравнительный анализ ЗУН и компетентности (Кейс 2) Предварительная типологизация заданий (на формирование ЗУН и компетентности) (Кейс 3) Какой информации не хватило для того чтобы типологизировать задания?
Компетентность разрешения проблем Информационная компетентность Коммуникативная компетентность Совет Европы: политические и социальные, способность учиться всю жизнь, обусловленные возникновением информационного общества, касающиеся жизни в поликультурном обществе, связанные с устной и письменной коммуникацией. Великобритания: решение проблем, самообучение и самопрезентация, работа с числом, информационные технологии, коммуникация, работа в группе Лаборатория модернизации образовательных ресурсов Ключевые компетентности
Коммуникативная компетентность Готовность и способность к взаимодействию, вербальному, невербальному, с другими людьми
Компетентность разрешения проблем (аспекты) Готовность и способность к нахождению в исследовательской позиции в разных ситуациях, определяя цель, планируя свою деятельность, создавая интеллектуальный продукт, презентуя свои достижения.
Информационная компетентность Готовность и способность к работе с разными источниками информации, формирование опыта работы с информацией- обработка, типологизации и пр.