Галичева Елена Ивановна, учитель обществознания МБОУ СОШ 2 учитель обществознания МБОУ СОШ 2 г. Семикаракорска Ростовской области
Термин «самоуправление», как и большинство терминов социальных науках, не имеет вполне точного и единого научного значения. В Конституции РФ и Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление определяется как самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
Самоуправление в России вот уже несколько столетий связано с земской идеей – идеей народности, власти, исходящей от земли, от народа. Земская реформа Ивана IV была призвана заменить в местном управлении назначаемых чиновников представителями местного сообщества и тем самым положить конец злоупотреблениям кормленщиков.
Реформы Петра I скорее усиливали роль государства, нежели развивали идею местного самоуправления. Более глубокий след оставили реформы Екатерины II. При ней появляются земские суды и земская полиция, приказы общественного призрения, земские повинности и другое.
Новое развитие земская идея получила после отмены крепостного права в 1861 г. До введения земств в стране существовало только сословное самоуправление. Однако теперь создавалось всесословное самоуправление – самоуправление гражданское: земство выбиралось гражданами, а не корпоративными объединениями.
Земские учреждения включали в себя распорядительный орган (земское собрание) и исполнительный (земская управа). Земства сами выбирали руководящие органы, определяли направление своей деятельности, подбирали и обучали кадры. Земские учреждения решали задачи местного значения: народное образование, здравоохранение, культурно – просветительная работа, сельское хозяйство, продовольственное дело, статистика и т.п.
Об идеях земства вновь вспомнили только в 90 – е годы. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 сентября 1995 г., определил общую концепцию реформы местного самоуправления. Он содержит перечень вопросов в сфере местного самоуправления, подлежащих регулированию федеральным законодательством.
Местное самоуправление выполняет несколько важных функций: 1. Представляет один из древнейших институтов демократии, а также важный элемент политической системы общества; 2. Выступает связующим звеном между населением и государственными структурами; 3. Является базовым звеном реализации федеральных и региональных программ на локальном уровне; 4. Содействует укреплению государства;
5. Представляет собой механизм реализации населением своих гражданских прав и свобод; 6. Выступает средством решения наиболее близких населению социальных проблем и удовлетворения важных потребностей в социальной сфере; 7. Способствует решению государственных задач силами местных органов путем передачи им отдельных государственных полномочий.
Отличия местного самоуправления от государственного: - характер власти, - ограниченность круга дел, доставленных местному самоуправлению, - местное самоуправление должно иметь самостоятельные источники финансирования, - местное самоуправление строится на ограниченных территориях, - всегда сопутствует принцип – обязательно наличие представительного или распорядительного органа.
Согласно действующим в России законам о самоуправлении, жители образуют территориальную общину – добровольную, самоуправляемую, не имеющую членства некоммерческую организацию граждан. Объединяются они добровольно, на основе общности интересов для реализации общих целей. Высшим руководящим органом территориальной общины является собрание или конференция. Общины имеют определенные полномочия, к которым относятся местные вопросы: защита прав и интересов, организация благотворительности, общественный контроль, содействие жителей в решении проблем и др.
Во-первых, местные нужды лучше всего знакомы самим жителям. Во-вторых, развитие самостоятельности, предприимчивости. В-третьих, общественная жизнь распределяется по всему государству, а не стягивается к центру. В-четвертых, местное самоуправление связывает администрацию с народом. В- пятых, ближайшее и практическое знакомство с общественными делами.