Нормативно-правовое и инструктивно- методическое обеспечение проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений, организуемой РЭК, в 2013 году ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ» КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ Вербичева Нина Николаевна, директор ГУ «Областной центр мониторинга качества образования»
Участники ГИА, организуемой РЭК Предмет 2012 год2013 год Кол-во% % Русский язык , ,5 Математика , ,5 Физика271511, Химия14646,315786,9 Информатика и ИКТ19848,622269,7 Биология306713, ,1 История6662,97393,2 География ,5 Английский язык6372,76622,9 Немецкий язык290,1200,01 Французский язык30,012 Обществознание806234, ,4 Литература3961,73921,7
Данные о числе участников, набравших максимальный балл ГИА – 9 Предмет2010 год2011 год2012 год Русский язык Математика Физика1132 Химия Биология14 История171 География7510 Обществознание156 Информатика и ИКТ2346 Литература1320 Английский язык12 Немецкий язык1 Итого
Предмет 2010 год2011 год2012 год Кол-во% % % Русский язык21679,317808,611216,1 Математика260511, , ,1 Физика1575,6301,01073,9 Химия1438,1915,3724,9 Биология1574,6581,753617,5 История24623,8495,6619,2 География2087,11715,81505,9 Обществознание1601,91832,17138,8 Информатика и ИКТ 603,4613,1 Литература 336,992,3 Английский язык 416,9233,6 Немецкий язык 830,813,4 Французский язык 233,3-- Данные о количестве обучающихся, получивших по результатам ГИА-9, организуемой РЭК, неудовлетворительный результат
Типичные ошибки ГИА - 9 по предметам по выбору Иностранные языки: неумение вести диалог и реагировать на реплики собеседника – преподавателя. Литература: неумение самостоятельно выбирать позицию сопоставления, давать развёрнутый ответ. География: неумение работать с картой местности. Физика: недостаточные знания физических законов, неумение объяснять физические явления и закономерности. Химия: неумение разобраться в качественных реакциях на некоторые ионы и простые вещества, что влечёт за собой неумение описывать химический эксперимент. История: недостаточное усвоение фактического материала, терминов, дат. Смешение понятий, явлений, процессов. Слабая работа с источником (текстом). Обществознание: неумение анализировать теоретическое осмысление текста. Биология: неумение применять знание на практике в новой ситуации, неумение обобщать. Недостаточно навыков использования табличного материала и делать по нему выводы. Информатика и ИКТ: недостаточно навыков при выполнении алгоритмических задач.
Особенности проведения в 2013 году государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов в новой форме В соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от г в 2013 году апробация проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с использованием механизмов независимой оценки знаний продолжается по 14 общеобразовательным предметам: русскому языку, математике, биологии, физике, химии, географии, истории, обществознанию, иностранному языку (английский, французский, немецкий, испанский), информатике и ИКТ, литературе. С 2014 года государственная (итоговая) аттестация выпускников 9 классов в новой форме проводится в штатном режиме.
Правовые основы проведения в 2013 году государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений с использованием механизмов независимой оценки знаний путем создания территориальных экзаменационных комиссий Закон Российской Федерации «Об образовании» от (с изменениями и дополнениями); - Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX, XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства образования РФ от , (в ред. приказов Министерства образования РФ от , от , от , от , от ); Приказ МО и Н РФ от г «Об утверждении Положения о системе общественного наблюдения при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования»; Письмо Рособрнадзора от г «Об участии в проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в новой форме в условиях построения ОСОКО в 2013 году»; Письмо Рособрнадзора от г «О сроках проведения государственной (итоговой) аттестации в новой форме».
Правовые основы проведения в 2013 году государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений с использованием механизмов независимой оценки знаний путем создания региональных экзаменационных комиссий На региональном уровне: - от «Об утверждении плана – графика подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений, организуемой региональной экзаменационной комиссией, в Кемеровской области в учебном году»; - от «Об утверждении плана-графика внесения сведений в региональную информационную систему обеспечения проведения единого государственного экзамена, государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов, организуемой региональной экзаменационной комиссией, в 2013 году»; - от «Об апробации проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Кемеровской области, организуемой региональной экзаменационной комиссией, в учебном году»; - от «Об утверждении сроков проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Кемеровской области, организуемой региональной экзаменационной комиссией, в учебном году, продолжительности экзаменов по каждому общеобразовательному предмету и перечня дополнительных устройств и материалов, пользование которыми разрешено на экзамене по отдельным общеобразовательным предметам»; - от «Об утверждении Положения о региональной экзаменационной комиссии в период проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Кемеровской области в учебном году и состава региональной экзаменационной комиссии Кемеровской области»; -от «Об утверждении состава региональной конфликтной комиссии, территориальных конфликтных комиссий в период проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Кемеровской области, организуемой региональной экзаменационной комиссией, в учебном году».
9 Проведение ГИА-9 по 12 общеобразовательным предметам: русский язык, математика, физика, химия, информатика и информационно-коммуникационные технологии, биология, история, география, обществознание, литература, английский язык, немецкий язык, французский язык На основании приказа департамента образования и науки от Выпускникам с ОВЗ дается возможность выбора формы прохождения ГИА – с предоставлением дополнительных условий Для проведения ГИА-9 по общеобразовательным предметам ФИПИ предоставляет КИМ в электронном виде. ГУ ОЦМКО организует тиражирование, комплектацию экзаменационных материалов, а также работу РПК.
Организационная схема проведения ГИА-9 в 2013 году Региональная экзаменационная комиссия (РЭК) Региональная конфликтная комиссия Региональный уровень Муниципальный координатор Муниципальный уровень Территориальные конфликтные комиссии проведение ГИА-9 на базе пунктов проведения экзаменов Региональные предметные комиссии
28 мая (вторник) – математика; 31 мая (пятница) – история Россия, обществознание, физика, химия, география, биология, иностранные языки (английский, французский, немецкий), литература, информатика и ИКТ; 4 июня (вторник) – русский язык; 7 июня (пятница) - история Россия, обществознание, физика, химия, география, биология, иностранные языки (английский, французский, немецкий), литература, информатика и ИКТ 11 июня (вторник) – резервный день: математика, история России, география, биология, физика, иностранные языки (английский, французский, немецкий); 14 июня (пятница) – резервный день: русский язык, обществознание, химия, информатика и ИКТ, литература 28 мая (вторник) – математика; 31 мая (пятница) – история Россия, обществознание, физика, химия, география, биология, иностранные языки (английский, французский, немецкий), литература, информатика и ИКТ; 4 июня (вторник) – русский язык; 7 июня (пятница) - история Россия, обществознание, физика, химия, география, биология, иностранные языки (английский, французский, немецкий), литература, информатика и ИКТ 11 июня (вторник) – резервный день: математика, история России, география, биология, физика, иностранные языки (английский, французский, немецкий); 14 июня (пятница) – резервный день: русский язык, обществознание, химия, информатика и ИКТ, литература Сроки проведения экзаменов государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов в новой форме установлены Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, а также департаментом образования и науки Кемеровской области
Задачи субъектов Российской Федерации в области проведения информационно-разъяснительной компании Обеспечение бесперебойной и эффективной работы «горячих линий»; Размещение информации на сайтах, в СМИ; Разъяснение порядка проведения ГИА-9, прав и обязанностей организаторов и участников, последствий совершения правонарушений на экзаменах; Полноценное предоставление возможности разрешения конфликтных ситуаций на экзаменах, рассмотрения жалоб на действия должностных лиц. Выпускники школ и их родители (законные представители) Педагогические и административные работники школ, муниципалитетов Общественность и СМИ
Задачи проведения ГИА-9 в 2013 году Гарантированное обеспечение в полном объеме всех процедур ГИА – 9 в период апробации (включая апелляции) Продолжение работ по совершенствованию организационно- технологической схемы проведения ГИА-9. Совершенствование инструктивно-методических материалов Выстраивание работы по подготовке кадров для проведения ГИА-9 Повышение объективности результатов ГИА-9, качества проверки экзаменационных работ Развитие системы общественного наблюдения за процедурой проведения ГИА-9 Доработка программного обеспечения для обработки результатов экзамена Обеспечение необходимого уровня подготовки выпускников школы к сдаче ГИА-9 13 Приказом Департамента образования и науки Кемеровской области от утвержден План-график подготовки и проведения ГИА-9 в 2013 году
Выпускники IX классов общеобразовательных учреждений, получившие на государственной (итоговой) аттестации в новой форме не более двух неудовлетворительных отметок, допускаются к повторной государственной (итоговой) аттестации по этим предметам, которая проводится в новой или традиционной форме путем создания муниципальных экзаменационных комиссий (готовится приказ о ТЭК, ТПК, ТКК)
Технические средства и оборудование для проведения ГИА-9 в новой форме Руководителям необходимо обеспечить ППЭ техническими средствами и оборудованием: - по русскому языку – звуковоспроизводящей аппаратурой; - по иностранным языкам (английский, французский, немецкий) – звуковоспроизводящей и звукозаписывающей аппаратурой (компакт- дисками для записи ответов экзаменуемых в разделе «Говорение»; - по физике – экспериментальным оборудованием; - по информатике и ИКТ – персональными компьютерами с установленным соответствующим программным обеспечением.
Изменения в КИМ ГИА в 2013 г. Обществознание, история, информатика и ИКТ, литература, иностранные языки – изменений нет. Русский язык: изменено задание С2; исключено альтернативное задание (С2.2). Биология: в часть 2 (В) включено практико-ориентированное задание на соотнесение морфологических признаков организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму. Физика: добавлено задание 8 с выбором ответа – на тепловые явления, а также задание 23 с кратким ответом – на понимание и анализ экспериментальных данных, представленных в виде таблицы, графика или рисунка (схемы). Общее количество заданий увеличено до 27, максимальный первичный балл за работу вырос до 40. Химия: Экзаменационная работа 2013 г. по своей структуре и содержанию аналогична работе 2012 г. Некоторые изменения произойдут лишь в содержательных акцентах отдельных заданий. Так, например, будет продолжена работа: по усилению практико- ориентированной составляющей заданий; по включению вопросов, предусматривающих проверку умений работать с информацией, представленной в различных формах, а также по проверке умения осуществлять простейшие логические операции; География: общее количество заданий сокращено с 31 до 30, а максимальный первичный балл за выполнение всех заданий работы – с 33 до 32.
Нововведения в КИМ ГИА 2013г. Математика - возможность раздельного оценивания алгебраической и геометрической подготовки учащихся (выставление отметок по курсу алгебры и курсу геометрии), модульная структура - «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика» - полноценная реализация требований ФГОС в части использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. Учащимся разрешается использовать справочные материалы, выдаваемые вместе с вариантом. Разрешается использовать линейку. Калькуляторы на экзамене не используются.
Об освоении выпускником федерального компонента государственного образовательного стандарта в предметной области «Математика» свидетельствует преодоление им минимального порогового результата выполнения экзаменационной работы. Устанавливается следующий минимальный критерий: 8 баллов, набранные в сумме за выполнение всех трех модулей, из них – не менее 3-х баллов по модулю «Алгебра», 2-х баллов по модулю «Геометрия» и 2-х баллов по модулю «Реальная математика». 4б + 1б + 3б = 8б Оценка «2» 2б + 3б + 3б = 8б Оценка «2» 5б + 2б + 1б = 8б Оценка «2» Преодоление этого минимального результата дает выпускнику право на получение, в соответствии с учебным планом образовательного учреждения, итоговой отметки по математике (на основе годовой и экзаменационной отметок по пятибалльной шкале)
Направления мониторинга качества проверки экзаменационных работ Результаты рассмотрения апелляций Результаты перепроверок экзаменационных работ Участие в федеральных программах подготовки экспертов
Апелляции по результатам государственной (итоговой) аттестации выпускников классов общеобразовательных учреждений, организуемой РЭК Предмет Количество апелляций поступившихудовлетворенных повлекших изменение результата увеличение баллауменьшение балла Русский язык Математика Физика Химия23990 Информатика и ИКТ28990 Биология История33990 География19660 Английский язык28651 Немецкий язык4220 Обществознание Литература Кемеровская область
Задания с развернутыми ответами ЕГЭ: доля в общей сумме баллов (в %) Предмет Математика60 56 Русский язык3536 Физика3635 Химия27 29 Биология25 География2322 Обществознание42 44 История31 29 Литература69 71 Информатика30 Иностранные языки25
Предмет Математика5047 Русский язык Физика33 30 Биология География18 19 Обществознание История Информатика Иностранные языки Химия2130 Задания с развернутыми ответами: доля в общей сумме баллов (в %)
На этапе проверки бланков ответов 2 Перед началом работы экспертов председатель, заместитель председателя предметной комиссии проводит инструктаж в соответствии с полученными критериями оценивания выполнения заданий с развернутым ответом. Распределение работ между экспертами. Проверка развернутых ответов осуществляется согласно «Методике проверки развернутых ответов на задания КИМ ГИА».
Во время работы экспертам запрещается: самостоятельно изменять рабочие места; иметь при себе мобильный телефон, иные средства связи, фото и видеоаппаратуру, портативный персональный компьютер (ноутбук, КПК и другие); без уважительной причины покидать аудиторию; переговариваться; выносить после завершения работы рабочие комплекты и/или их части, а также критерии оценивания выполнения заданий.
Повышение ответственности лиц, привлекаемых к проведению ГИА-9 Сведения, содержащиеся в контрольных измерительных материалах, относятся к информации ограниченного доступа. Лица, привлекаемые к проведению государственной (итоговой) аттестации, а в период проведения государственной (итоговой) аттестации также обучающиеся, проходящие государственную (итоговую) аттестацию, несут в соответствии с федеральными законами ответственность за разглашение содержащихся в контрольных измерительных материалах сведений.
Запрет средств связи и ЭВТ В аудиториях во время проведения экзаменов обучающимся и лицам, привлекаемым к проведению экзамена, запрещается иметь при себе и использовать средства связи и электронно- вычислительной техники, за исключением случаев, когда использование электронно-вычислительной техники предусмотрено процедурой проведения экзамена по соответствующему общеобразовательному предмету.
Применение на практике норм в области противодействия нарушениям Фиксация нарушений Отмена результатов экзаменов Удаление участников ЕГЭ с экзаменов
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Телефон/факс: (384-2) Сайт: ruwww.ocmko. ru